Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Таблица 1
Результаты диагностики универсальных способностей дошкольников (в баллах)
Фамилии детей
Реализм воображения
Min 1 балл
Max 5 баллов
Способность видеть целое раньше частей
Min 5 баллов
Max 15 баллов
Надситуативнопреобразовательный характер решений
Max 3 балла
Экспериментирование
Беляева Людмила
2
15
1
10
Бородай Владимир
3
16
Вакулов Павел
13
Елисеев Сергей
12
Еремина Александра
14
Жидких Станислав
24
Кольцова Евгения
6
Лапина Юлия
Макарова Анна
Никитин Алексей
17
Прокопова Ксения
8
Симакова Анастасия
Уразова Анна
Таблица 2
Общие результаты диагностики универсальных способностей по группе
Способности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
61,5%
38,5%
0%
30%
70%
Надситуативно-преобразовательный характер решений
54%
8%
38%
3.2. Организация формирующего эксперимента
Существует много способов проведения исследований, но в силу диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Поскольку дети этого возраста испытывают трудности связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, проведены следующие исследования.
Изучение гибкости построения графического образа.
В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Для проведения исследования потребовалось стандартные листы бумаги (в нашем случае формата А4) с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по пять штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок…»
Время выполнения задания ограничивается 15-20 минутами.Главный показатель творческого мышления в этом - это количество идей, воспроизведенных ребенком. Подсчитывая их необходимо обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по ниже приведенной таблице, где представлены данные для трех возрастов: 5 лет, 6 лет и 7 лет.
Таблица№3
Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов.
Уровень развития способности
Возраст
5 лет
6лет
7 лет
Высокий
5 и более
8 и более
9 и более
Средний
3-4
6-7
6-8
Низкий
1-2
1-5
Таблица№4
Результаты исследования
Фамилия, имя, возраст
Уровень развития способности к гибкому построению графических образов
1. Алексеенко Вера
2. Анюшин Денис
3. Брунчукова Маша
4. Бугременко Маша
5. Дорошенко Лена
6. Ерохин Артем
7. Жданова Катя
8. Коваленка Максим
9. Малов Гриша
10. Маркова Настя
11. Самылова Таня
12. Силютина Света
13. Руданов Костя
14. Урусова Оля
15. Щабин Артем
Изучение гибкости при создании слов.
Для проведения исследования потребовались листы бумаги для каждого ребенка с написанным словом. В нашем случае было взято слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Детям было дано задание составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Время выполнения задания 5 минут. Для оценки гибкости подсчитывается количество верно составленных слов. Итоговый результат определяется по ниже приведенной в таблице. Результаты и их анализ также смотрите далее.
Уровень развития способностей
Количество составленных слов
7-8
низкий
6 и менее
Таблица№5
Уровень развития
1. Алексеенко Вера, 5 лет
2. Анюшин Денис, 7 лет
3. Брунчукова Маша, 7 лет
4. Бугременко Маша, 6 лет
5. Дорошенко Лена, 6 лет
6. Ерохин Артем, 7 лет
7. Жданова Катя, 5 лет
8. Коваленка Максим, 6 лет
9. Малов Гриша, 7 лет
10. Маркова Настя, 6 лет
11. Самылова Таня, 7 лет
12. Силютина Света, 6 лет
13. Руданов Костя, 6 лет
14. Урусова Оля, 7
15. Щабин Артем, 7 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16