Рефераты. Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста

Пожалуйста, постарайтесь убедить козла в полезности зеркала. Нарисуйте не менее пяти вариантов того, как можно использовать зеркало.

Возможные версии

Можно посмотреть на себя и привести в порядок. Если встретишь козу, можно зеркало ей подарить! Можно обменять на что-нибудь.

Можно, не поднимая головы, рассматривать облака, звезды. Если держать зеркало перед собой (или прикрепить), то можно увидеть, не подкрался ли сзади волк."

Можно пускать солнечные зайчики.

Идет козел дальше с зеркальцем в сумке. Видит, белка плачет. Свалилось дерево, на котором было ее дупло, осталась теперь она без домика. Решил козел использовать зеркало и с его помощью построить дом.

Мы ему поможем.

Берем два кубика из игры «Сложи узор» (СУ).

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета (передняя грань -- белая, задняя грань -- желтая, правая грань -- синяя, левая грань -- красная, верхняя грань -- желто-синяя, нижняя грань -- красно-белая). Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры, каких еще нет в книге, т. е. выполнять творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу -- этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходи-мую для конструкторской работы

Складываем из кубиков любой узор. Берем еще два кубика, пристраиваем справа так, чтобы узор зеркально отразился справа. Возьмем еще четыре кубика и построим снизу зеркальное отражение уже имеющегося узора. Возьмем еще восемь кубиков и построим еще один зеркальный узор. Вот мы и получили новый дом для белки!

Пошел козел дальше. А солнце к земле клонится. Тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И кто только козлу в эту сумрачную пору не привиделся!

Давайте постараемся рассмотреть. С помощью лекала обведите три любых контура. А теперь попробуйте объединить их в один образ.

После выполнения работы каждый ребенок рассказывает о том, кого или что увидел козел.

Устал козел в дороге, захотел немного отдохнуть (подвижная разминка в кругу).

Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: «Кто бы в домике ни жил, а путешественнику в ночлеге не откажет». Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся:

-- Я только думаю, чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился! Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря же он был умным козлом. Да, трудно ему в таком состоянии, надо помочь. Предложите свои версии.

Версии детей

-- Поставить рядом с собой зеркало -- волк увидит сразу двух козлов, испугается и убежит!

Сказать волку, что за дверью стоит хозяин с ружьем!

-- Сказать, что козел худой, пусть отпустит попастись, жирок нагулять.

-- Кинуть волку сухарик, пока он будет грызть его -- убежать.

-- Дать волку посмотреться на себя в зеркало, он самого себя испугается.

Вариант из сказки: «...Подумал козел и достал осколок зеркала. Смотрит козел в зеркало и так повернет и эдак, а волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?

-- Ты что разглядываешь? -- не утерпел волк.

-- Да вот перед смертью с отцом-батюшкой прощаюсь.

-- А ну покажи, что у тебя за родитель.

Взял волк осколок зеркала -- глянул, а на него из зеркала волчья пасть щерится.

Удивился волк.

-- Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник? А ведь я тебя и съесть мог!

Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил. Хорошо бы, чтобы ушел волк из этого леса навсегда. Узнал козел, что волк боится лягушек...»

Давайте сделаем лягушек!

Игра «Кубики для всех». Для игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают семь фигурок, различных по форме: первая фигура из трех, а остальные из четырех кубиков каждая. Каждая фигура окрашена в свой цвет:

зеленый, синий, желтый, коричневый, белый, красный, черный. Фигурки выполнены так, что из всех семи можно сложить куб. Но есть задания попроще -- из 2--3 фигурок. По мере усложнения заданий количество фигурок возрастает.

По правилам игры, положив перед собой рисунок-задание, ребенок строит из фигурок точно такую же модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, ему приходится решать две задачи: во-первых, выбирать из семи фигурок только 2--3 (или более, если модель сложная), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они зани-мают в модели. Игра быстро развивает в ребенке то, что обычно называют сообразительностью и что в действитель-ности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума Чтобы лягушки, ожили и оказались перед волком, надо сказать о них добрые слова или слова от их имени.

У меня лягушка-квакушка, веселая хохотушка. Я зеленая лягушка, мой рот отличная ловушка. Люблю я комариков маленьких. Я царевна-лягушка, могу исполнить любые желания. Моя лягушка в болоте живет, песни поет...

Убежал волк без оглядки, а козел пригласил друзей, и стали они вместе жить-поживать да горя не знать!

Тут и сказке конец, а кто помогал, тот молодец!

Закончилось занятие. Дети выходят в круг. Как вы считаете, устали они от занятия? Были безразличны к происходящему? Вы правы, нет, не устали. Давайте посмотрим еще раз, чем мы занимались.

1. Подвигались в кругу, настроились на занятие.

2. Размяли мимические мышцы, провели дикционный тренинг.

3. Пересказали сказку.

4. Придумали и нарисовали пять версий о нужности зеркала, развивая гибкость мышления.

5. Поработали с кубиками, развивая логическое мышление и пространствен-ное видение.

6. Нашли образ в произвольном контуре (воображение).

7. Решили проблемную ситуацию (как спастись от волка?), развивая нестан-дартность мышления.

8. Еще раз поработали с речью, учились описывать объект.

А дети просто играли! Играя, мы познаем мир.

По каждому направлению: формирование воображения, памяти, воли, речи -- есть множество интересных методов, приемов, упражнений, позволяющих в игровой форме развивать ребенка.

Опишем некоторые из них, направленные на развитие речи.

1. Найди родню.

Цель. Учить выделять свойства объекта, находить сравнения; расширять словарный запас.

В центре альбомного листа рисуем заданный объект. От этого рисунка проведем лучики, на концах которых в небольших кружочках с помощью пиктограмм изобразим свойства объекта. Пусть будет нарисована ромашка. Тогда в кружочках появятся пиктограммы, обозначающие признаки, характер-ные для ромашки: белая, душистая, хрупкая, нежная, лечебная (в кружочках могут быть нарисованы: мел, лепесток розы, ваза, ладонь, витамин-драже...). Теперь от каждого кружочка вновь потянутся маленькие лучики (можно два и более), на концах которых опять «раскроются» кружочки. В них мы рисуем «родню», т. е. тех, кто обладает таким же свойством. Так. рядом с кружочком «хрупкая» появятся «родственники» -- травинка, балерина. Рядом с кружочком «душистая» появятся духи, черемуха и т. д.

Когда каждый ребенок нарисовал всех возможных родственников ромашки, начинаем представлять их по схеме.

Ромашка лечебная и чай лечебный, по этому признаку они -- родня.

Ромашка хрупкая и балерина хрупкая, по этому признаку они -- родня и т. д.

Ребенок называет одного из родственников, по его мнению наиболее ин-тересного. Следующий может назвать того родственника, которого еще не упоминали.

А теперь, зная так много о ромашке, попробуем найти для нее красивое

сравнение и включить его в предложение:

На лугу расцвела ромашка, белая, как маленькое облачко.

Девочка наклонилась над ромашкой: «Ах, какая ты нежная, как мамина ладонь».

Ромашка качалась на ветру, и было удивительно, как этот хрупкий, словно первый ледок, цветок не ломается.

2. Описание-загадка.

Предположим, дети научились находить «родню». Теперь можно попробовать составлять простые загадки. Если опять взять ромашку, то вот какая загадка про нее может получиться.

Белая, но не снег; нежная, но не мамина ладонь; душистая, но не мыло;

лечебная, но не витамин. Что это?

Как видим, конструкция загадки проста: в центре -- «но не», слева -- свойства данного объекта, справа -- родственник, обладающий этим свойством.

Журнал небылицы в лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: ”Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: ”Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в журнале “.......” в номере .......”

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Презентация мира.

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям ( вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка” превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.