Рефераты. Основные факторы развития ребенка в социуме

3.2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте-пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес-кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних ... и в соответсвии с нашим анализом существующей проблемы должны включать следующие важнейшие компоненты:

-- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых -- формирование у подростка убежденно-сти в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

-- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты не-обходимо устранить;

-- формы воздействия на непосредственное окружение лич-ности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию си-стему межличностных отношений;

-- средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллекти-вы, социальные ячейки, общественные и государственные орга-низации, которые в состоянии дать наибольший воспитатель-ный эффект применительно к данному ребенку;

-- основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

-- содержательность, направленность, непрерывность про-цесса перевоспитания;

-- осознание перспективности в перевоспитании;

-- изучение, с одной стороны, требований общества к несовер-шеннолетнему правонарушителю, а с другой -- индивидуаль-ных особенностей и общих законов развития личности подро-стка;

-- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способно-стей ребенка;

-- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспита-нии;

-- терпение и выносливость всех участников воспитательно-го профилактического процесса.

-- активность самого подростка, чтобы он понимал оказыва-емое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

При разработке программы индивидуального профилакти-ческого воздействия в качестве ведущей цели определяется из-менение личности несовершеннолетнего в сторону общеприня-тых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Исходя из поставленной цели, нами определён и круг задач. Основ-ными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального обще-ния; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несо-вершеннолетнего, по нашему мнению, важно составить психологический, соци-альный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выяв-ления прежде всего позитивных моментов в образе жизни дан-ного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.

Нами рекомендуется обращать особое внимание на возможности семьи в перевоспита-нии и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями сво-его ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль се-мьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, - об изъятии подростка из этой среды.

Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос-ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се-мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодей-ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению -- это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен-ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей-ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно-го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери-ем для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель-ной работе и т. д.

Выбор методов индивидуального профилактического воздей-ствия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу важнейших методических приемов стимулирования мы от-несим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо-дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат-раты сил и времени.

Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще-ственного требования к поведению человека, в которой одно-временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп-реждение на будущее в целях предотвращения возможного по-вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно-летнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием при-вычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повсед-невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч-ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе-нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа-ции.

В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные фун-кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи-мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе-ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона-рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере-плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг-нуть многого в осуществлении поставленной цели -- перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез-ных, социально значимых черт характера.

Далее определим средства, соответствующие целям и учи-тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об-щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо-лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания молодого правонарушителя, мы считаем, является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сто-ронами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспи-тательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нрав-ственные идеалы.

Формы работы, которые рекомендуются нами в этой связи, могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с пози-тивной направленностью; искоренение привычки к опоздани-ям, прогулам и т. д.

У правонарушителей, как выявлено нами в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, трансформированы или мало развиты непосредственные отношения с обществом. Вме-сте с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Поэтому важно, как нам кажется чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересо-ванность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустрой-стве. Все это является важным стимулом его активности, утвер-ждения для себя правильных и твердых норм социального по-ведения и полного становления на путь формирования нормаль-ного образа жизни.

Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилакти-ческого воздействия на личность правонарушителя молодежно-го возраста, как это выявлено нами, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприя-тий, направленных на устранение отрицательных черт поведе-ния, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ус-корение процесса формирования общей положительной направ-ленности поведения индивида.

Порядок проведения и содержание профилактических ме-роприятий индивидуализируются в зависимости от факторов, основными из которых являются: характеристика личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся усилия для пере-воспитания, их результаты; методы, еще не применявшиеся по отношению к нему; сложившееся общественное мнение; сте-пень готовности коллективов выполнять воспитательные функции, а также наличие опыта профилактической работы у лиц, непосредственно занимающихся данным контингентом (напри-мер, в милиции), и у общественников, уровень их интеллекта, авторитетности суждений и оценок для окружающих и тех, к кому применяется воспитательно-профилактическое воздей-ствие.

3.3. Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

При глубоком рассмотрении индивидуаль-ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель-но-профилактического воздействия на личность несовершенно-летнего.

Первый -- воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав-ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо-выми навыками, повышении производственной квалифика-ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя-тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз-ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при-влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци-ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.