Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен-ностью понимается передача от родителей к детям определен-ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличаю-щие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно-сти мало. Превра-щение биологического индивида в социального субъекта проис-ходит в процессе социализации человека.
Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы -- экологические, демографичес-кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических устано-вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви-вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника-ции и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде-ния, группы сверстников и многое, многое другое, что состав-ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко-тором находится ребенок.
Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности:
роль чле-на семьи, член коллектива, роли потребителя, гражданин своего отече-ства и т. д .
1.1. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характери-стики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребен-ка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алко-голизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества:
экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной си-стемы, замене старых норм новыми.
Таким образом в социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относитель-но которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность [см. 63 - с. 270].
1.2. Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы:
физические, психические, педагогические и соци-альные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя-ми.
Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка-ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста-лость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус-пешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интел-лектуальные способности детей, а также методики их формирования.
Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков со-здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа-гогическая комиссия.
Педагогические отклонения -- такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра-зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа-гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова-ния, являются стандарты общего образования, которые приня-ты в стране.
Однако есть дети, не получившие общего образования.
Следует иметь в виду также довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид про-фессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшеству-ющих этапах - дети, не получившие профессионального образова-ни.я.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма -- это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове-дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта-пе развития общества.
В социологической, психологической и педагогической лите-ратуре достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Для оказания помощи таким детям создаются специализиро-ванные социальные службы, специальные школы или специальные профессиональные учебные заведения [см. 3 - с. 56].
Глава 2. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов-ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез-ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности чело-века, формируются нормы поведения, раскрываются внутрен-ний мир и индивидуальные качества личности. Семья способ-ствует не только формированию личности, но и самоутвержде-нию человека, стимулирует его социальную, творческую актив-ность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной систе-ме хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют ка-тастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жиз-ненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспи-тания [см. 22 - с. 73].
Во все века семья испытывала потребность получать поддер-жку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поко-лению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями наруше-ны, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее ста-новится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работ-ников, социальных педагогов и других специалистов. Исследо-вания показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благопо-лучные семьи.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники -- социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.
Существует несколько определений семьи. Во-первых, се-мья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ-ной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [см. 1 - с. 98].
Во-вторых, семьей называется социальный институт, харак-тери-зующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть по-вседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторожде-ние и первичная социализация детей, значительная часть бы-тового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. [см. 22 - с. 133]
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории че-ловечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумно-го, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потреб-ности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляю-щихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья -- социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это се-мейный образ жизни, в котором человечество нашло единствен-ную возможность существовать, выражая свою социально-био-логическую природу.
Ученые выделяют различные функции семьи [см. 1 - с. 46]. Мы остановим-ся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и раз-вития ребенка.
Репродуктивная функция (от лат. productjo -- самовоспро-изведение, размножение, производство потомства) обусловле-на необходимостью продолжения человеческого рода.
Демографическая ситуация в современной России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увели-чения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по выска-зыванию таких семей, -- это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.
Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного воз-раста. Это обусловлено растущими материально-экономически-ми трудностями, духовно-материальным кризисом, в результа-те которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.
Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокраще-ние величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отде-лению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здо-ровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоя-нию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12