Рефераты. Обучение решению задач на проценты в курсе алгебры основной школы

· Как увеличить (уменьшить) величину а на р% . Вспомнить общую формулу (), выписать ее на доску, выполнить упражнение на эту тему (устно) №637(Тексты задач приведены ниже).

2. Изложение нового материала. На этом этапе следует:

· объяснить учащимся, что процентные вычисления приходится выполнять в разных жизненных ситуациях, часто - это денежные расчеты;

· рассмотреть мотивационную задачу и этапы ее решения.

Задача: Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 30 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня (от латинского слова poena - наказание) в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней?

Для решения задачи нужно показать связь с понятием арифметической прогрессии, определить ее первый член и разность, оформить решение задачи на доске, предварительно вспомнив формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Пример оформления:

Величина штрафа будет расти в арифметической прогрессии, где

а1=30; ; =36 р.

Ответ: 36 р.

· Подвести итог по задаче о том, что ее решение сводится к нахождению одного из элементов арифметической прогрессии.

3. Закрепление изложенного материала. В рамках этого этапа можно предложить учащимся решить задачи № 638, №640 (для их решения вызвать учащихся к доске), №653(учащиеся решают самостоятельно, ответы выписываются на доску, при затруднении разобрать решение на доске).

4. Подвести итог по уроку. Здесь можно сказать учащимся, что в рассмотренном классе задач использовались проценты, которые авторы учебника называют простыми процентами. Решение этих задач сводится к нахождению элементов арифметической прогрессии. На следующем уроке будут рассмотрены сложные проценты, и можно ответить на вопрос, что авторы учебника назвали простыми процентами, а что - сложными.

5. Домашнее задание №639.

Задачи, предложенные к уроку.

№ 636

Выразите десятичной дробью:

а) 25%; 38%; 60%; 80%;

в) 0,3%; 0,1%; 0,5%; 0,02%.

№ 637

Пусть цена альбома равна а рублей. Какова будет его цена, если:

а) ее повысят на 20%, на 3%, на 5,5%, на 0,7%;

б) ее снизят на 65%, на 80%, на 2%, на 0,8%?

№ 638

Ежемесячно семья Комаровых платит за электроэнергию 60 р. За каждый просроченный день взимается пеня в размере 0,5% с оплачиваемой суммы.

а) Сколько заплатят Комаровы за электроэнергию, если они просрочат оплату на 1 день; на n дней?

б) Через сколько дней им придется заплатить за электроэнергию ее двойную стоимость?

Решение:

Плата будет расти в арифметической прогрессии, где

а1=60

а)

б) n=200

Ответ: 200 дней.

№ 640

Цена нового автомобиля 60 000 р. При нормальных условиях эксплуатации его продажная стоимость с каждым годом уменьшается на 8% от первоначальной цены.

а) За сколько рублей сможет продать автомобиль его владелец через 5 лет эксплуатации? через n лет эксплуатации?

б) Через сколько лет продажная стоимость автомобиля станет меньше 15000 р.? Чему будет равна эта стоимость?

Решение:

Цена автомобиля будет уменьшаться в арифметической прогрессии.

a1=60000

a)

б)

поэтому при п>9,357 цена будет меньше, значит п=10

Ответ: через 10 лет его стоимость будет 12000 р.

№ 653

При покупке квартиры в строящемся доме покупатель заключил со строительной фирмой следующий договор: сразу после заключения договора он выплачивает 10% стоимости квартиры, а далее начинает ежемесячно выплачивать 1,5% от ее стоимости. Стоимость купленной им квартиры в долларах США составляет 36000.

а) Составьте формулу для вычисления суммы, выплаченной покупателем квартиры через n месяцев после заключения договора. Вычислите, сколько было выплачено через 1 год, через 2 года после заключения договора.

б) Составьте формулу для вычисления суммы, которую осталось заплатить через n месяцев с начала действия договора, и найдите, сколько остается заплатить через 1 год, через 2 года.

в) На сколько лет рассчитана выплата стоимости квартиры?

г) Проиллюстрируйте графически ситуации, описанные в заданиях а) и б), откладывая по горизонтальной оси число лет, в течение которых производится расчет, а по вертикальной оси - денежные суммы.

Решение:

Сначала покупатель заплатил р.

Затем долг за квартиру можно представить виде арифметической прогрессии

а1=36000-3600=32400

a)

б)

в)

месяцев, то есть n=5лет.

г) см. рис. 7

Рис. 7

№ 639

Один из акционеров предприятия имеет 100 акций, номинальная стоимость каждой из которых 50 р. Ежегодно ему выплачивается с каждой акции доход в 40% от ее номинальной стоимости.

а) Какой доход получит акционер за 1 год; за 3 года; за 10 лет; за n лет?

б) Через сколько лет его общий доход превзойдет удвоенную стоимость акций?

Решение:

Доход по акциям растет в арифметической прогрессии.

а1=0

a) a2=2000

б)

n=5

Ответ: через 5лет.

§ 3. Методические рекомендации к проведению факультатива «Задачи на проценты» в IX классе.

Комплект Г.В.Дорофеева не распространен в современной школе, поэтому задачи, содержащиеся в нем, можно использовать для проведения факультатива. В курсе алгебры VII - IX класса задачам на проценты не уделяется должного внимания. В то же время учащиеся владеют разнообразными способами решения текстовых задач. Данный факультативный курс поможет учащимся вспомнить понятие процента, решение основных задач на проценты, расширить кругозор учащихся, повысит интерес к математике. На факультативном курсе рекомендуется для решения некоторых задач использовать калькулятор, чтобы облегчить вычислительную работу и научится использовать калькулятор в рамках процентных вычислений.

В факультативный курс можно включить два занятия.

На первом занятии нужно вспомнить с учениками определение процента, примеры употребления процентов, историю возникновения понятия, как найти один процент (несколько процентов) от некоторой величины.

В начале занятия можно предложить учащимся боле простую задачу.

Задача 1.1.

Куртка стоит 250 р. На весенней распродаже ее можно купить на 33% дешевле. Сколько можно сэкономить, если купить куртку на распродаже?

Можно рассмотреть решение этой задачи двумя способами, в которых отражаются различные методы нахождения р% от некоторой величины.

1 способ: сначала найти 1%, а затем 33%.

2 способ: выразить 33% десятичной дробью и найти 0,33 данной величины.

Также можно предложить учащимся задание на перевод обыкновенных и десятичных дробей в проценты, так как это часто вызывает трудности.

Задача 1.2.

Даны квадраты (см. рис. 8), ответить на вопросы.

1. Какая часть квадрата заштрихована?

2. Выразите заштрихованную часть десятичной дробью.

3. Сколько процентов квадрата заштриховано?

4. Сколько процентов квадрата не заштриховано?

рис. 8

Далее можно предложить учащимся задачу, для решения которой нужно определить, что взять за 100%. Для более эффективного усвоения задачи можно использовать рисунок.

Задача 1.3.

В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей - городское население. Из них 23% - дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?

Для решения задачи можно привести рисунок (см. рис. 9). Нужно обсудить с учащимися действия решения задачи.

1. Найти число городского населения из числа всех жителей России.

2. Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет.

рис. 9

Рисунок (см. рис. 5) поможет школьникам решить задачу.

Ответ: 24,15 миллионов.

После подробного обсуждения задачи можно дать подобную задачу для самостоятельного решения.

Задача 1.4.

В библиотеке 98000 книг. Книги на русском языке составляют 78% всех книг, из них 5% - учебники. Сколько учебников на русском языке в библиотеке? (Ответ: 3822 книги).

Также в рамках занятия можно включить задачи на сравнение. Предлагая данные задачи, можно попросить учащихся высказать свои версии ответа, а затем приступить к решению.

Задача 1.5.

В магазин привезли 3 т картофеля и 900 кг помидоров. В первый день продали 30% всего картофеля и 45% всех помидор. Каких овощей продано больше и во сколько раз? (Ответ: картофеля продали больше, чем помидор в 2,2 раза).

Задача 1.6.

Сравнить числа 61% от 83 и 83% от числа 61.(Ответ: результаты равны.)

В завершении занятия учащимся можно предложить задачи на нахождение величины по известному количеству процентов.

Задача 1.7.

В коробке лежали лампочки, 4 из них разбились. Разбитые лампочки составили 2% от числа всех лампочек. Сколько всего лампочек в коробке?

Для решения задачи можно использовать алгебраический метод.

Пусть x лампочек в коробке. Тогда можно составить уравнение:

Ответ: 200 лампочек.

Затем следует сделать вывод о том, как находится величина по известному количеству его процентов, и дать задачу на закрепление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.