5. Формирование и укрепление самодис-циплины личности, формирование отноше-ния к дисциплине общества, регулирова-нию в природе.
Рассмотрим параметры главной цели человека-личности.
1. Интеллект. Один из главных ком-понентов цели воспитания -- формирова-ние интеллекта личности, способного хра-нить, приобретать и накапливать знания объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного само-управления и управления, заключающего-ся в сознательном приспособлении к быст-ро изменяющимся условиям.
Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития интеллекта личности, интеллекта общест-ва, а также обосновывает необходимость изучать объективные специфические и об-щие законы природы, общую теорию сис-тем, универсальную теорию управления, точные и естественные науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся средствами формирования интеллекта.
2. Природно-производственная ба-за. Формирование ППБ личности, подго-товка, формирование и сохранение ППБ общества и природы означает формирова-ние личности, способной строить искусст-венные технические системы на основе знаний специфических объективных зако-нов природы: физических, химических, би-ологических и др. и воспроизводить при-родные объекты биосферы (физический, растительный и животный мир).
Эта подцель обусловливает необходи-мость воспроизводить и поддерживать в нормальном состоянии ППБ личности, ППБ общества и природы и служит основа-нием для изучения точных (математичес-ких и естественных) наук: физики, химии, биологии, астрономии и др., а также обще-ственных наук, базирующихся на общих объективных законах существования: есте-ственного права, универсальной теории уп-равления, общей теории систем.
3. Здоровье. Поскольку здоровье от-ражает физическое и духовное состояние личности, общества, природы, их устойчи-вость, то для полноценной жизнедеятель-ности личности, для поддержания устой-чивости общества и поддержания здоровья природы, обществу необходимо непрерыв-но и сознательно создавать и поддерживать здоровую личность, умеющую сохра-нять своё здоровье, здоровье общества и природы.
Эта подцель диктует необходимость изучать общие объективные законы приро-ды -- законы существования, биологии, физиологии, медицины, экологии, сохране-ния здоровья природы, а также необходи-мость заниматься физической культурой, всеми видами оздоровления.
4. Самоорганизованность -- орга-низованность. Чтобы правильно само-управляться и управлять, обществу необ-ходима организованная личность, умеющая выполнять функции организации и адапта-ции как по отношению к себе, так и по от-ношению к обществу и к природе.
Эта подцель служит основанием, что-бы создавать условия и находить средства, воспитывающие это качество.
5. Самодисциплина-дисциплина. Правильное самоуправление и управление требует от общества волевой личности, умеющей строить свои взаимоотношения с обществом и природой в соответствии
с объективными законами существования.
Эта подцель служит основанием для целенаправленного воспитания силы воли в соответствии с этическими и моральны-ми нормами, выработанными человечест-вом за время его существования (добро, со-весть, гуманизм), а также основанием для изучения экологии, бережного отношения к природе, соблюдению норм и правил по-ведения в обществе и природе.
Адаптивно-гомеостатические показа-тели (АГП) природы не зависят от сознания и воли человека и не формируются им. АГП природы должны быть приняты человеком как категорический императив. АГП целе-вых параметров личности и общества цели-ком находятся в руках общества. Они должны быть определены для каждого пе-риода развития человека в соответствии с объективными законами существования. Определить адаптивно-гомеостатические показатели целевых параметров социаль-ных систем «личность», «общество» -- су-перважная задача для человечества, по-скольку АГП целевых параметров личности, общества, природы -- это те нормы, правила, законы-стандар-ты, которые должны стать критериями воспитания, а значит, кри-териями нормального функционирования общества.
Очевидно, что обучение служит средством формирования, т.е. средством воспитания и образования. Это значит, что воспи-тание и обучение нельзя ставить в один ряд, как это сделано в За-коне «Об образовании».
Итак, в иерархии анализируемых понятий определяющим яв-ляется воспитание и трактуется оно как управление формирова-нием личности. Образование -- одно из составляющих процесса воспитания, цель которого -- формировать интеллект человека, общества. Обучение -- средство образования и воспитания.
Эти выводы подтверждаются последними действиями Мини-стерства образования, которое решило вернуть воспитание в шко-лу. В статье «Программа воспита-ния: итоги реализации» (НО, 2002, №2) чётко представлен соци-альный заказ государства -- воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно прини-мать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего ответственнос-тью за судьбу страны.
Разработка программы дополнительного образования также подтверждает определяющую роль воспитания. Несмотря на то что статус внешкольного дополнительного образования получила вся внеурочная деятельность (ст. 26, п. 2) и за школьниками за-креплено право свободно посещать мероприятия, не предусмот-ренные учебным планом (ст. 50, п. 16), это шаг вперёд.
Проблему необходимости воспитания (управления форми-рованием фундамента личности, соответствующего возрасту до-школьного и младшего школьного возраста) подняли учёные-пе-дагоги E.G. Гуртовой, E.G. Ермакова, М.В. Захаров, Н.Н. Свет-ловская, Н.В. Виноградова, Н.А. Федосова (см.: Начальная школа, 1995, № 1, 4). Учёные предлагают изменить взгляд на учителя младших классов. Он должен быть воспитателем детей младшего школьного возраста. Педагоги признают, что одно из важнейших требований новой начальной школы -- устранить упрощённый взгляд учителя на воспитание, важно, чтобы он осознал существенную разницу между обучением и воспитанием. Если обучение -- это главным образом передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью.
Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи, которые доминируют над задачами развития и воспитания ребёнка. Предлагается следующая структура новой начальной школы (Н.А. Федосова):
I ступень (5, 6 -- 6, 7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.
II ступень (6, 7 -- 9, 10 лет; 3 года) имеет назначение элементарного, начального обучения. Цель этой ступени достичь более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей. При этом формирование знаний, умений, навыков выступает как средство развития и воспитания личности (курсив мой. -- Д.М.).
Обучение на II ступени начинается с целостных интегриро-ванных курсов.
III ступень (9, 11, 12 лет; 2 года) готовит учеников начальной школы к тому, чтобы перейти к основному, базовому обучению.
Самое сложное и продолжительное по времени -- формирование интеллекта человека-личности посредством образования. Фундамент личности (пять целевых параметров) должен быть сформирован гораздо быстрее (до 11-13 лет). Ответственность за это ложится на плечи семьи, дошкольных детских учреждений и начальной школы. Поэтому реформа начальной школы необходима.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6