Рефераты. Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста

«Массаж язычка».

Цель: выработать умение удерживать широко распластанный язычок.

Улыбнуться, приоткрыить рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5-10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью бумажки или ватки, поднесенной ко рту: если упражнение выполняется правильно, бумажка (ватка) будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживая его в таком положении под счет до 5-10.

«Качели».

Цель: развивать подвижность, гибкость, дифференцированность движений кончика языка.

а) нижний язык поднять к носу, опустить к подбородку;

б) широкий язык поднять к верхней губе, опустить к нижней;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними;

г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была подвижна, губы не закрывали зубы.

«Язык перешагивает через зубки».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

«Почистим зубки».

Цель: учится удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов, нижняя челюсть не двигалась.

«Пирожок», «Блинчик с вареньем», «Трубочка».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок положить за нижнюю губу, боковые края языка приподнять и свернуть в «пирожок».

Если это упражнение долго не удается, можно помочь себе руками (следить за чистотой рук!)

«Желобок», «Лодочка».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять подъемом боковых краев языка вверх.

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка поднять, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

«Самосвал».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков, широкий кончик языка поднимается и опускается, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Горка», Кошка сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Катушка».

Цель: вырабатывать умение выгибать спинку языка, удерживая кончик языка прижатым у нижних зубов (альвеол).

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Загони мяч в ворота».

Цель: выработать длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. «Забивать гол» на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

«Подуть через трубочку».

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.

Рот открыт, губы в улыбке, язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, накрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Сдуть ватку на противоположный край стола, длительно произнося звук Ф. постараться «забить» мяч (ватный шарик) в ворота, обозначенные двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, а дети произносили звук Ф так, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Буря в стакане».

Цель: направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец опускается в стакан с водой (соком, компотом). Дуть через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы оставались неподвижными.

Упражнение в поочередном произнесении звуков Т - С.

Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключение языка из одного положения в другое.

Сначала звуки произносятся медленно, затем темп увеличивается. Звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается одиночный удар воздушной струи. Контроль осуществляется тыльной стороной ладони. Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Приложение 6.

Автоматизация звука [C] в словосочетаниях.

1. С прямыми слогами СА - СО - СУ - СЫ.

фасолевый суп сухой сухарь

поймали сома лиса в лесу

сытный суп посадка самолета

у осы усы рассыпались бусы

мусор в совке на автостоянке автобусы

синяя бусинка серый гусак

масса советов высокая осока

сыпь песок у Сонечки волосы

2. Слова со слогом - СКУ -

Видим лиску

Видим каску

Видим маску

Видим киску

Видим доску

Видим краску*

3. Слова с различной слоговой структурой.

Густые леса соленая капуста

Вкусный суп самолет в небесах*

Стильные сапоги* Соня устала*

Старый костюм* толстый брусок

Красная салфетка* в песочнице песок

Построил сарай* наступила весна

Острая сабля* свистит свисток

Смотрели салют* пустой сарай*

После повтора словосочетаний за логопедом, предложить Кате самой попытаться составить их.

Автоматизация звука в чистоговорках. Произносится на одном удлиненном выдохе.

са-са-са-са-са-са-сад, оса, лиса, леса

са-са-са - бегает лиса

са-са-са - в саду оса

са-са-са - коси коса

са-са-са - высокие леса

са-са-са - белеют паруса

со-со-со-со-со-со - сом, сок, носок, песок

со-со-со - накачаем колесо

со-со-со - Света пьет сок

со-со-со - собираем в соты мед*

со-со-со - высокая осока

со-со-со - сижу высоко

су-су-су-су-су-су - суп, сундук, несу, пасу

су-су-су - я плету косу

су-су-су - сумку я в руке несу*

су-су-су - мою посуду

су-су-су - спит сова на суку

су-су-су - лиса живет в лесу

сы-сы-сы-сы-сы-сы - усы, весы, лисы, косы

сы-сы-сы - длинные усы

сы-сы-сы - босые ноги

сы-сы-сы - мы объелись колбасы

сы-сы-сы - очень люблю бусы

сы-сы-сы - бьют часы

ас-ас-ас-ас-ас-ас - класс, фас, компас, атас, пастух

ас-ас-ас - я гусей пас

ас-ас-ас - пили дети квас

ас-ас-ас - огонек в костре погас

ас-ас-ас - подметите палас

ас-ас-ас - вырос дома ананас

ос-ос-ос-ос-ос-ос - доска, воск, гости, кости

ос-ос-ос - в саду много ос

ос-ос-ос - сейчас мы включим пылесос*

ос-ос-ос - закончим покос

ос-ос-ос - не суй свой нос

ос-ос-ос - поставь стакан на поднос

ус-ус-ус-ус-ус-ус - успех, усы, фикус, страус*

ус-ус-ус - у Пети кактус

ус-ус-ус - у Тони тонкий вкус

ус-ус-ус - дети ели мусс

ус-ус-ус - показываем фокус

ис-ис-ис-ис-ис-ис - испуг, листок, кисточка, мисочка

ис-ис-ис - догоним лис

ис-ис-ис - все делаем на бис

ис-ис-ис - киска выпила из миски

ис-ис-ис - цветет ирис*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.