Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они со-бираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения -- кто есть кто. Детям, подросткам, юношам присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих -- врожденная потреб-ность человека. Реализует он эту потребность, вступая в сорев-нование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.
В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет и кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу покинуть класс и кто выдержит удар тока. Сравнительно меньше школь-ники соревнуются в благовидных поступках -- о стихийных со-стязаниях в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что-то не слышим. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заве-дениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успева-емости не проводилось.
Соревнование -- это метод направления естественной по-требности школьников к соперничеству и приоритету на вос-питание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт обществен-ного поведения, развивают физические, нравственные, эстети-ческие качества. Особенно большое значение имеет соревнова-ние для отстающих: сравнивая свои результаты с достижения-ми товарищей, они получают новые стимулы для роста и начи-нают прилагать больше усилий. Цель соревнования понятна всем -- быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо забо-титься, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь затушевать смысл вечной человеческой борьбы за существова-ние, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало грубые, искаженные формы. Победить в честной, открытой, принци-пиальной борьбе возможности не было, зато делать скрытые пакости такие формы позволяли. Подделка, искажение истин-ных целей соревнования ничего, кроме вреда, принести не мо-жет. Жизнь никому не дает поблажек, привыкать активно, бо-роться за свое будущее человек должен с детства и в реальных условиях. В нашей школе долго воспитывали так называемую активную жизненную позицию, вместо того чтобы создавать условия для активного развития личности в процессе честной, открытой борьбы, предоставляющей каждому человеку возмож-ность занять свое место в жизни в соответствии с его способ-ностями и дарованиями. В западных учебных заведениях су-ществует жесткая конкуренция, но никому это не вредит, ни-кого не пугает. Все, что есть в жизни, должно быть и в школе. Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой. В игре, как известно, не так остро переживается поражения и всегда остается возможность взять реванш. Конечно, старше-классники эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних классах игровую организацию соревнова-ния трудно переоценить. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.
Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.
Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.
Среди древнейших методов воспитания наказание -- наибо-лее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики -- кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сей-час резко полярные взгляды -- от существенного ужесточения наказаний до полной их отмены. Некоторые педагоги предла-гают считать интенсивность наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие, не лишенные смысла аргу-менты, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Даже такой известный во мно-гом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечи-телем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был, подвергнут уничтожаю-щей критике Н.А. Добролюбовым.
Наказание -- это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внут-ренние.
Известны следующие виды наказания, связанные с: 1) на-ложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ог-раничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются раз-нообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, пори-цание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т. д.
Среди педагогических условий, определяющих эффектив-ность метода наказания, следующие.
1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от кол-лектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспита-тель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.
2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хо-рошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос на-столько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.
3. Если решение о наказании принято, то нарушитель дол-жен быть наказан.
4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоми-нают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок -- наказание» должна со-блюдаться неукоснительно.
6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл кото-рых -- выработать определенные положительные качества.
7. Основа для применения метода наказания -- конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, да-леко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимо-сти от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, како-вы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным -- от самого легкого до самого сурового.
8. Наказание -- сильнодействующий метод. Ошибку педа-гога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.
9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воз-действия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда макси-мально индивидуализировано.
10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индиви-дуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанни-кам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.
11. Наказание требует педагогического такта, хорошего зна-ния возрастной психологии, а также понимания того, что од-ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание приме-няется только в комплексе с другими методами воспитания.
Субъективно-прагматический метод стимулирования деятель-ности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нару-шать дисциплину и общественный порядок становится невы-годно, экономически накладно. Развитие общественных и эко-номических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жиз-ни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное вос-питание в развитых странах приобретает все более утилитар-ный характер и подчинено по сути одной главной цели -- най-ти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.
Педагоги используют напряженную общественно-экономи-ческую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необ-разованные люди имеют мало шансов занять хорошие должно-сти, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных ра-ботах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направлен-ность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, за-висят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспи-танными гражданами должны быть все.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспи-танники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (програм-мы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам.
Заключение
Я считаю, что мне удалось раскрыть тему моей контрольной о методах воспитания.
Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.
Задачи, поставленные мной в начале реферата, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:
1. Понятие методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также причины, которые определяют выбор методов воспитания
2. Рассказано о том, как правильно выбирать метод воспитания. Проклассифицированы методы воспитания.
3. Рассмотрены существующие методы организации деятельности, а также описана краткая характеристика методов организации деятельности.
Литература
1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М.: «Просвещение», 1985г.
4. Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 1999г.
6. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.
7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Теория и практика воспитательных систем. - М; 1996г.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 1998г.-460с.
9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. - 608с.
10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. - 300с.
Страницы: 1, 2, 3, 4