Рассматривая топонимы Курской области, нужно в первую очередь обратить внимание на реки, исключительная роль которой в жизни наших да-леких предков прослеживается в топонимике весьма явно.
Изучая курские гидронимы (названия водных объектов), мы сразу выделим группу «легкочитаемых», т. е. о происхождении которых легко догадаться по самому названию. Ведь, рассказы-вая о реке, мы обычно описываем ее течение, цвет и запах воды, характер дна, берегов, мест-ности, где река течет и т. д. Так же поступали и те, кто давал названия нашим рекам.
Итак, по характеру дна и берегов названы Илек, Песочная, Мелавка, Каменка. Сюда мож-но отнести и Осмонь, имя которой воспроизво-дится от иранского «асман» -- «камень». Тогда приток Осмони -- Каменистая Осмонька можно перевести как Каменистая Каменка.
По цвету и чистоте воды получили свои назва-ния Белица, Беличка, Болтушка, Взмут, Гни-лушка, Грязная, Журавый (от «жура» -- гуща). За ржавый цвет воды названы -- Красная, Руда, Рудочка, Рудавец, Рудавчик, Ржава, Ржавчик. Название реки Убля, возможно, происходит от славянского «убл» -- белый.
Использую вышеперечисленные названия рек, можно провести занимательный урок русского языка и одновременно познакомить с наиболее употребительными названиями рек Курской области.
Кроме того, задания о происхождении городов, рек или других географических объектов разовьют интерес учащихся к топонимике. Например, о происхождении названий городов Курск, Рыльск, Дмитриев, Суджа и реки Сейм.
Почти все авторы пособий и статей по лингвокраеведению, адресованных учителю, полагают, что более эффективна такая работа в сельской школе, что объектом лингвистического краеведения может быть только деревня: краевед должен прежде всего изучить историю села по рассказам старожилов и местным преданиям, что непосредственными объектами школьного краеведения могут и должны быть диалектная речь или говоры микрорайона, а также многочисленные и разнообразные имена, функционирующие в данной местности, то есть местная ономастика.
Т. В. Майорова предлагает для элементарных топонимических исследований в условиях городской школы привлекать архивные материалы (выписку из деловых документов ХVII-XIX в.в.), документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари М. Фасмера, В. И. Даля. Конечно, нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев и библиотек.
В городской школе легче организовать встречи с людьми, занимающимися специальными (топонимическими) либо смежными исследованиями (например, местной историей), которые расскажут о своем увлечении, о результатах своих поисков.
Занятие целесообразнее начать с прослушивания небольших сообщений, которые сделают подготовленные учителем ученики. Посильным для всех окажется после этого участие в специальной викторине, конкурсных заданиях по материалам научно-популярных книг (Успенский Л. В. Имя дома твоего. Л., 1967; Успенский Л.В. Загадки топонимики. - М., 1969 Суперанская В.А. Как вас зовут? Где вы живете? - М.Б 1964.)
Из теории топонимики необходимо отобрать лишь наиболее важные вопросы, которые носят самый общий, упрощенный характер, к числу которых можно отнести: научное и практическое значение географических названий; что такое топонимика, в чем заключается важность ее изучения; виды топонимов; закономерности возникновения географических названий; дать понятие топонимической системы.
Начать топонимическое изучение родных мест можно со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности села, рек и ручьев, прудов и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности.
Когда наберется двадцать-тридцать, а может быть, и больше названий знакомых вам мест и географических объектов, тогда необходимо начинать разбираться в этих названиях. Это и будет объектом работы на уроках русского языка.
Учителю необходимо наиболее тщательно подготовиться к первому занятию, т.к. оно "призвано раздвинуть рамки школьного учебника, зажечь в школьниках искорку интереса к новому материалу". [Пастухова 1979:120].
Для организации и проведения уроков русского языка можно привлечь учителя географии. Как отмечает Е. М. Поспелов, в ансамбле географ-филолог-историк одинаково важна активная, заинтересованная работа каждого участника, так как, обращаясь к географическим названиям, учителя получают новое поле деятельности на уроках русского языка. [Поспелов 1981:119].
На уроках проведение работы по установлению, когда (примерно) и от какого слова могло образоваться данное название может заинтересовать учеников, а работа по определению происхождения фамилий учащихся надолго привлечет к себе внимание. Занимаясь таким видом работы, необходимо использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический (сравнительно исторической), сравнительно-сопоставительный.
Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Таким образом, мы, словесники, может внести свой вклад в школьную реформу, требующую расширить воспитательные возможности каждого предмета, воспитывать потребность самостоятельно добывать знания.
В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счет введения в систему образования регионального компонента и увеличения объема часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени.
Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишь некоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Курска и Курской области, а также биографии известных курян.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может быть разработана в другом направлении.
1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. - 1997. - № 3. - с. 57-61.
2. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. - 1993. - № 4 - с.16-19.
3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М., 1983.
4. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. - М., 1992.
5. Волкова Н.А. Курские народные говоры как объект лингвистического изучения. // Роль народной культуры в духовном возрождении России: Сб. докладов на первой научной конференции. - Курск. 1995. - с. 14-18.
6. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. - 1993. - № 5. - с. 3-11.
7. Денисевич Г.В. местные говоры и их влияние на речь учащихся. - Курск, 1959.
8. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 1956.
9. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.
10. История и современность Курского края. Под общей редакцией профессора Б. Н. Королева. Курск, 2001.
11. Краеведческий словарь-справочник. Под ред. Ю. А. Бугрова. Курск, 1997.
12. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. - 1997. - № 3. - с.51-56.
13. Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. - 1999. - № 2. - с.43-46.
14. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. - 1994. - № 4. - с.11-14.
15. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. - 2000. - № 4. - с.43-47.
16. МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.
17. Михайлов Б.М. Топонимика Курской области. - В кн.: Курский край: история и современность. - Курск, 1995. - с.252-272.
18. Ономастикон Курской области (ойконимы, гидронимы). - Курск, 1999.
19. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1985.
20. Пузанова Н.А. Преподавание русского языка в VII классе. - М., 1972.
21. Программа развития, воспитания образования России на 1999-2001 годы. //Российское образование. - 2000. - № 1. - с.69-77.
22. Панов М.В. СРЯ. Фонетика. /Учебник для пединститутов/. - М., 1979.
23. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. - 2000. - № 4. - с.3-11.
24. Пашкова Г.И. Воспитательные возможности внеклассной работы по русскому языку в сельской школе продленного дня. - В кн.: Пути реализации проф. Направленности в процессе подготовки будущих учителей русского языка и методы к воспитательной работе в школе. М., 1985.
25. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1988.
26. Поспелов Е.М. Топонимика в школе географии. /Пособие для учителей/. М., 1981.
27. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? - М., 1964.
28. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.
29. Успенский Л.В. Имя дома твоего. - Ленинград. 1967.
30. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе. //РЯШ. - 1993. - № 4. - с.7-10.
31. Ященко А.И. Топонимика Курской области. - Курск, 1958.
32. Ященко А.И. Гидронимический словарь Посемья. - В кн.: Проблемы ономастики. - Вологда, 1974. - с.№-118.
33. Ященко А.И. Лингвистический анализ микротопонимов определенного региона. /Курс лекций для студентов филологического факультета пединститутов/. - Вологда, 1977.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5