а) начало текста;
б) ключевые слова, ключевые предложения и др.
2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):
а) указать синтаксические особенности текста:
количество предложений;
преобладающие типы предложений;
способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;
б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):
порядок слов (чередование данного и нового и др.);
ударение (расставить ударения для чтения);
логический повтор;
местоимения;
союзы и др.
3. Определить стиль текста:
а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;
б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);
в) отметить стилистические средства:
фонетические;
лексические;
словообразовательные (морфемные);
морфологические;
синтаксические.
4. Орфографический и пунктуационный комментарий. [Бабайцева 1997:58].
Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапов в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.). [Львова 1997:51-54].
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных курских писателей - Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов курских поэтов:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей…
А.Фет
Ночь. Не слышно городского шума…
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
Отовсюду летят и мчатся,
Звенит повод, скрепит подпруга, -
Это стягиваются домочадцы,
Что не знали в лицо друг друга…
Н.Асеев
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Покатилось над рощей немою…
Город Курск на веков гряде,
Неподкупный и непокорный…
При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:
Соловьями наш край знаменит,
Он не знает безделья и скуки,
Он, должно быть, и кровь пламенит,
Однако ей было суждено не только работать в родном селе, чтобы не умереть с голоду, но и, став знаменитой, объехать полмира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5