Рефераты. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования

Сформулированные принципы позволяют разработать содержательную базу процесса математического развития ребенка, обеспечивающую преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка.

В пункте 4.3. «Основные направления математического развития младших школьников» Рассмотрены основные направления математического развития младших школьников. Дан анализ содержания учебников математики типов упражнений в учебниках математики для начальных классов, показывающий, что они не обеспечивают ни содержательно, ни методически процесс развития пространственного мышления ребенка младшего школьного возраста.

Сформулированы методические принципы отбора содержания для организации математического развития младших школьников: принцип реализации модельного подхода к обучению, т.е. необходимости представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-образный характер обучения; принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий; принцип преемственности, обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка и подготовку к изучению математики в средней школе. Использование единых принципов построения содержания математического развития дошкольников и младших школьников позволяет делает их преемственными, а также позволяет реализовать преемственность обучения математике со средней школой.

Обосновано, что, поскольку преобладающим видом мышления у большей части детей младшего школьного возраста является наглядно-образное мышление, которое является необходимой базой для формирования и развития пространственного мышления, можно считать, что младший школьный возраст является крайне важным периодом для формирования этого вида мышления. Таким образом, основная направленность процесса математического развития ребенка в начальной школе должна быть ориентирована на развитие пространственного мышления. Эта направленность требует организации целенаправленного развития трех типов пространственного оперирования, характерных для пространственного мышления человека. Вторым важным направлением математического развития младших школьников является подготовка к развитию логического понятийного мышления. Возможный вариант осуществления этого развития через систему конструктивных заданий, построенных на геометрическом материале, рассмотрен в главе 5.

Таким образом, проведенный в главах 3 и 4 анализ позволяет выявить и сформулировать теоретико-методологические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе. Охарактеризуем эти основания:

«Концепция математического развития ребенка младшего возраста» представляет собой систему взглядов на психолого-дидактическое обоснование, цели, содержание, способы и средства организации непрерывного целенаправленного преемственного математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе обучения. Она выражает необходимость и возможность методического руководства процессом развития математического мышления и математических способностей ребенка младшего возраста.

Психолого-дидактическим обоснованием концепции является своеобразие возрастного развития познавательных и когнитивных процессов ребенка младшего возраста, обусловленное тем, что в возрасте 3-5 лет ведущим типом мышления ребенка является наглядно - действенный тип, а в возрасте 6 -10 лет - наглядно-образный тип мышления. Возраст 10 -12 лет является переходным к ведущему абстрактному (словесно-логическому) типу мышления. Это обусловливает необходимость использования для организации математического развития ребенка на каждом из обозначенных этапов соответствующего содержания и методологии, максимально соответствующих «детскому способу» вхождения в математику оптимально возрасту ребенка. В исследовании доказано, что главным направлением организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления, а ребенка младшего школьного возраста - развитие пространственного мышления. Эти виды математического мышления сенситивны указанным возрастам, и потому наиболее чувствительны к методическому развивающему воздействию педагога.

Методологическим обоснованием концепции является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому содержанию метода моделирования, с преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления и других познавательных процессов. В возрасте 3-5 лет - это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-10 лет - это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе, в возрасте 10-12 лет - это графическое моделирование с элементами конструирования там, где необходимо практическое приложение знаний и умений ребенка в математике, и с элементами логико-символического моделирования (знакового и символьного) в качестве подготовки к переходу ребенка на ведущий словесно-логический (абстрактный) тип мышления в старшем возрасте. Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие приемов умственной деятельности у ребенка (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.), развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.

В свою очередь, модель изучаемого математического понятия или отношения играет роль универсального средства изучения свойств математических объектов. При этом наиболее целесообразным содержанием для организации процесса непрерывного математического развития ребенка младшего возраста является геометрический материал, поскольку модель геометрического понятия или отношения можно построить в любом необходимом виде (вещественном, графическом, символьном) в соответствии с целями обучения и возможностями и особенностями восприятия ребенка в каждый из указанных возрастных этапов. Логическая структурная стройность геометрического содержания позволяет выстроить систему необходимых логико-конструктивных заданий для детей всех указанных возрастов с целью организации их математического развития. При этом такая система позволяет адресовать процесс математического развития любому ребенку (как математически способному, так и ребенку без особых исходных возможностей в освоении математики). Опыт практической реализации предлагаемой системы показал ее высокую эффективность при организации математического развития детей с различными природными данными: во всех случаях наблюдалось значительное продвижение ребенка по пути математического развития.

Практический блок концепции, определяющий организационно-методическое обеспечение системы математического развития ребенка младшего возраста рассмотрен в пятой главе: «Методическое обеспечение математического развития дошкольников и младших школьников». В ней представлена целостная образовательная технология математического развития ребенка дошкольного возраста, в соответствии с принятым возрастным делением на группы в детском саду, в виде учебно-методических комплектов, включающих в себя материалы для организации конструктивно-моделирующей деятельности детей на математическом занятии и описания материалов и способов методической деятельности с ними педагога. В этой же главе рассматривается образовательная технология математического развития ребенка младшего школьного возраста на период его обучения в начальных классах в виде учебно-методического комплекта, включающего в себя материалы для организации конструктивно-моделирующей деятельности детей на уроках и описания материалов и способов методической деятельности с ними педагога.

В пункте 5.1. «Развитие конструктивного мышления дошкольника как основа его математического развития» приводится обоснование необходимости развития конструктивного мышления дошкольника как основы его математического развития. Тесная взаимосвязь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления. Под конструированием будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеется в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т. е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет.

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям. При реализации конструктивного подхода к математическому развитию дошкольников необходимо привести конструктивную деятельность ребенка в соответствие с требованиями к построению учебных моделей понятий и этапами формирования умственных действий. Наиболее удобным математическим содержанием для реализации данной задачи является материал геометрического характера. Этот материал позволяет построение двухэтапного использования конструктивной деятельности ребенка с геометрическими образами (вещественного и графического).

В пункте 5.2. «Система логико-конструктивных заданий на математическом содержании как основа организации деятельности на математическом занятии при работе с детьми дошкольного возраста» рассмотрена методика построения системы логико-конструктивных заданий на математическом содержании как основы организации деятельности на математическом занятии при работе с детьми дошкольного возраста. Показано, что средством организации математического развития дошкольников является система логико-конструктивных заданий на математическом содержании. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.