Рефераты. Лекция как активная форма обучения

Лекция как активная форма обучения

15

План

1. Лекция как активная форма обучения

2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.

4. Лекция на разных этапах изучения произведения

1. Лекция как активная форма обучения

Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществля-ется индивидуальный подход и развиваются творческие способно-сти каждого ученика.

На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффектив-ным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слуша-теля и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитан-ной классом книге?

Дело в том, что активность или пассивность занятия определя-ются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чув-ством, побуждать к действию. Активность не возникает сама со-бой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возмож-ности.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выст-раивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззре-ние слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетиче-ское отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает станов-лению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения..

2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек-цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас-сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприя-тию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно про-верить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познава-тельную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.

Широкому и эффективному применению лекции мешает уста-ревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.

В действительности же на лекции деятельность учащихся име-ет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в со-общении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лек-ции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слу-шании их уместны различного рода записи: составление плана, те-зисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чте-ние, звучание музыкальных произведений и другие виды демонст-рации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не за-писывать.

Есть лекции, обращенные к эмоциям, например рассказ о по-следних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспомина-ний современников, писем, или лекция о жизненном подвиге Чер-нышевского, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции--убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова учителя в логический план может лишить его воспитательной силы. При-ступая к такой лекции, можно предложить учащимся в конце уро-ка ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.

Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции--это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное--увлеченность самого лек-тора, глубокое знание предмета.и слушателей, владение искусст-вом устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы осно-вы риторики--развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.

Начнем с выбора формы лекции. В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом -- приближается к комментированному чтению, в третьем--включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.

В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспри-мут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. Говоря о произведении лите-ратуры, мы стремимся понять, чем оно привлекает нынешнего юно-го читателя, какие насущные для него вопросы решает. Лекция о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литератур-ной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современ-ностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес,--все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтере-сованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лице-мерие, равнодушие к истине.

Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с уче-никами ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство ча-сто ведется «от противного», выясняется не только «что есть дан-ное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.

Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоцио-нальный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слу-шая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.

Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее не-целесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчелове-чие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образ-ным центром этой темы является последняя рукопись Лермонто-ва--книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент ху-дожественного произведения, в другом--документ, в третьем-- использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит от-вет, в четвертом--сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иног-да полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ре-бенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспекти-вы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иног-да пристально вглядываясь в какую-то деталь и для это-го замедляется повествование.

В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лек-ция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой -- настроить учащихся на восприятие, завязку--постановку актуальной проблемы, основ-ную часть лекции--развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение--развязку. Продумывая построение основной ча-сти, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, пов-торы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учеб-ной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.

Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении жи-вописи или музыки и т. д.

Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и мо-жет пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут от-рывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-гу-бернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о траге-дии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анали-зом отдельных сцен сделает учитель.

В 10 классе одним ученикам будет посилен пересказ одной-двух глав из книги В. Шкловского «Лев Толстой» (ЖЗЛ.--М., 1967), другим--доклад о повести «Детство», третьим--рассказ о сценической истории пьес Островского или Чехова.

Одиннадцатиклассник в состоянии сделать самостоятельный анализ произведения современного писателя в обзоре или подготовить доклад о творчестве одного из поэтов, и тогда целый урок о современной поэзии будет состоять из нескольких ученических сообщений, со-провождаемых выразительным чтением избранных стихов. Такой урок представляет собой лекцию, только прочитанную ребятами.

Нередко ученические сообщения создают лишь видимость ак-тивности: переписанные из критической работы чужие мысли, не-выразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения кри-тика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации док-ладчикам до и во время работы над докладом. Привлечение асси-стентов-лекторов--прием чрезвычайно ценный, у опытных учите-лей он дает хороший эффект. Чтобы сообщаемый учеником ма-териал воспринимался не менее серьезно, чем привычно-автори-тетное слово учителя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т. д.

3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обу-чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны-ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих-ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в бе-седу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как по-нят материал, как формируются знания и умения учащихся, ка-кова их эмоциональная реакция. При систематическом примене-нии различных видов устных и письменных самостоятельных ра-бот в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.