19
Содержание
Введение
§1. Агрессия как социальное явление, и ее изучение
§ 2. Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности
§ 3. Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции
§ 4. Обоснование выбора и применения педагогических средств, используемых в работе
Заключение
Литература
Приложения
В своей работе я хочу представить мой анализ проблемы агрессивности учеников, пути и средства коррекции этого негативного свойства личности. В настоящее время эта проблема приобретает все большее значение, так как люди все чаще совершают опасные агрессивные действия, они становятся все более жестокими по отношению друг к другу. В свете этих тенденций не возможно не признать, что насилие и конфликт, по моему мнению, относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми мы сегодня оказались. Поэтому я считаю необходимым искать условия и средства для снижения агрессивности детей. Это важно для моей практической деятельности, так как повышенная агрессивность ребенка, которая вырабатывается с дошкольного возраста, по данным многих исследований перерастет в агрессивные и антисоциальные действия взрослого человека.
Таким образом, я считаю, что, найдя пути и средства снижения агрессии, можно изменить и уже выработанный индивидом характерный стиль агрессивных реакций.
Специфика хода уроков технологии такова, что включает в себя этапы планирования, программирования, моделирования учеником своей деятельности, а также оцениванием ее результатов. В ходе уроков видно насколько ребята самостоятельны и адекватны в поведении. Работая с детьми, я увидел некоторую закономерность: у детей с различной степенью агрессивности регулятивные процессы и свойства выражены по-разному.
Для подтверждения моего предложения я счел нужным провести экспериментальное исследование.
Так для выявления степени агрессивности детей я использовал тест Баса-Драки «Диагностика состояний агрессии», а своеобразие саморегуляции обследовалось с использованием опросника «ССП-98» (разработанного В.И. Моросановой и Е.М. Конозом).
Полученные мной результаты подтвердили мое предположение о различиях в процессах, структуре и стиле саморегуляции у детей с разной степенью агрессии. После этого я счел нужным подобрать ряд педагогических средств, использование которых на уроке помогло бы скорректировать необходимые регуляторные звенья для снижения агрессии у школьников. Эти педагогические средства я использую на своих занятиях, и полагаю, что ни оказывают определенное действие в ходе достижения моей цели.
§ 1. Агрессия как социальное явление, и ее изучение
Для анализа проблемы агрессивности детей мной были изучены работы известных педагогов и психологов, что помогло мне выявить следующие аспекты.
При изучении агрессивного поведения людей, ученые всегда сталкивались со множеством серьезных проблем. Одной, из которых является принятие общего определения данного понятия. По словам Р. Бэрона (1998) значительная часть специалистов в этой области склоняются к применению следующего определения: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В связи с целью своей работы, я считаю необходимым рассмотреть источники возникновения агрессии, и ее основные элементы. То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не мене вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был проблемой серьезной дискуссии. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:
1) врожденным побуждениям или задаткам
2) потребностям, активизируемым внешним стимулам
3) познавательным и эмоциональным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Таким образом, существуют несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и источников агрессии. Так теория агрессии как инстинктивного поведения говорит о генетической «запрограммированности» человека на подобные действия. Ученые, придерживающиеся этого подхода, указывали что агрессия берет начало, прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также как и у других живых существ. Логический анализ этих работ ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Но этот подход не получил достаточных доказательств. Второй исторический подход описывает агрессию через не инстинктивную мотивационную силу, являющуюся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий. Эта теория была более распространенной. Хотя, по-мнению Д. Ричардсона, фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы. «Предположение о том, что все проявления жестокости являются результатом блокирования или создания препятствий целенаправленному поведению, не выдерживает критики» - указывал Р. Бэрон (1998).
Рассматривая когнитивные модели агрессивного поведения, мы видим, в их основе эмоциональные процессы. Берковиц утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Если, например, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость, то, скорее всего, у нее появляются агрессивные тенденции. Если же она интерпретирует негативное состояние как страх, у нее появится стремление спасаться бегством. А когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, как указывал Р. Бэрон (1998), будет реагировать импульсивно. Но в соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию, представляется выработка конструктивных или негативных привычек в ответ на провокацию. Эта теория уже дает мне некоторую надежду на то, что агрессивного поведения можно избегать. Последняя, современная, самая распространенная и уникальная - теория социального, научения агрессии. Она (агрессия) рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также, как и многие другие формы социального поведения. Согласно А. Бандуре (1999), исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
1) способ усвоения подобных действий;
2) факторов, провоцирующих их появления;
3) условий при которых они закрепляются.
Таким образом, согласно А. Бандуре (1999), агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. В теориях социального научения я увидел описание трех основных источников усвоения агрессивного поведения: оно определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений также, как и путем наблюдения агрессивных действий. Эта теория дает мне возможность полагать, что у меня есть возможность корректировать проявление агрессии моими учениками. Кроме этого мне хотелось бы отметить еще один очень важный аспект. Так А.Д. Столяренко указывал, что агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.
Агрессивные проявления могут являться:
1) средством достижения определенной цели;
2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности;
3) самоцелью;
4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся:
1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью;
2) направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;
3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности.
Эти тенденции наталкивают меня на определенные выводы: в ходе своей практической деятельности мне нужно не просто снижать, а корректировать степень агрессивности детей, приближая ее к норме. Для реализации этого, первым этапом мне нужно было выбрать методику, с помощью которой можно было оценить степень агрессивности ребенка. Опросник Баса - Дарки «Диагностика состояния агрессии», предназначенный для исследования показателей и форм агрессивности, содержит все необходимые мне критерии. Он помог мне в практической оценке видов и степеней развития агрессивности и враждебности детей.
Следующим этапом моей работы являлось изучение саморегуляции вообще и ее составляющих, которые, возможно, оказывают непосредственное влияние на выраженность агрессивности учащихся.
Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являются составляющими саморегуляции личности, то я счел нужным подробное ее рассмотрение. Анализ литературы показал, что понятие «саморегуляция» является результатом постепенной трансформации понятия «воля», исследования которой имеют многовековую историю. Но меня, в связи с тематикой моей работы, больше интересовали стилевые особенности саморегуляции - как типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.
Анализ этого я нашел в работах В.И. Моросановой и Е.М. Коноза (2002), они развивали новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека - исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека. Как указывала В.И. Моросанова (2002), феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознаны, что, по моему мнению, непосредственно связано с возникновением агрессии человека. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексов стилевых особенностей регуляторики. К ним относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование и оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявлется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как подтверждают В.И. Моросанова и Е.М. Коноз (2002), является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах. В связи с этим я считаю своей целью помочь учащимся выработать наиболее оптимальный стиль поведения и деятельности. На основе сложившихся представлений о функциональной структуре процессов психической регуляции и данных об индивидуальных особенностях такой регуляции, которые наблюдались в разных видах деятельности, в качестве существенных и одновременно типичных особенностей произвольной регуляции В.И. Моросанова и О.А. Конопкин (1989) выявляют в первую очередь особенности, которые связаны с реализацией специфических, частных функций целостного регуляторного процесса. Об индивидуальных различиях этих регуляторных функций, проявляющихся в устойчивых особенностях поведения В.И. Моросанова писала следующее:
Страницы: 1, 2