Рефераты. Изучение творчества Л. Улицкой в школе

2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).

3. В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо "открытого" финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

2.5 Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Тип урока - урок развития речи.

Цели урока

· обучить написанию рецензии на рассказ;

· развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;

· развить умение анализировать художественный текст;

· развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;

· воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Ученик должен знать - особенности жанра святочного рассказа;
- особенности жанра рецензии.

Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.

Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.

Оформление доски:

1. Число.

2. Тема "Несите бремена друг друга …". Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".

3. Эпиграф к уроку. - Чудо будет, дайте срок!... Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… - Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова

4. Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.

5. Примерный план рецензии:

1. Определение жанра произведения.

2. Приметы или признаки жанра в данном произведении.

3. Оценка рецензируемого произведения:

§ А) важность поставленной в нем проблемы,

§ Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

6. Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

7. Чудо:

1. нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;

2. нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;

3. сказочное, необычное;

4. вызывает общее удивление, восхищение;

5. удивительное, поразительное.

o Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом

Реальность

Мечта

Эпитеты.

Беспросветно-темная очередь

Было сумрачно и хмуро

Тяжелые, темно-красные флаги

Вьюжный вечер

Бурые промерзшие листья

Белый снег

Бело-голубая капуста

Светло-голубые глаза

Сиротство

Обретение близких, любящих людей

Символы и мотивы.

Картинка с японцем

Мотив ожидания

Открытый финал

Структура урока:

1. Постановка цели урока.

2. Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).

3. Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.

4. Обобщение, подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.

Ход урока.

Постановка цели урока.

Учитель - На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)

Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)

Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора - рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника "Детство сорок девять". На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.

Учитель - Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?

Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.

Учитель - Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).

Примерный план рецензии:

1. Определение жанра произведения.

2. Приметы или признаки жанра в данном произведении.

3. Оценка рецензируемого произведения:

o А) важность поставленной в нем проблемы,

o Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.

Учитель - Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.

Учитель - Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как "Чудесный доктор" И. Куприна, "Ангелочек" Л. Андреева, "Мальчик у Христа на елке" М. Достоевского, "Девочка со спичками" Г. Андерсена.

Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:

· действие происходит в канун Рождества,

· противопоставляется реальность и мечта героев,

· совершение чуда,

· счастливый финал.

Учитель - Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна "Чудесный доктор", остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.

Учитель - Почему?

Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.

Учитель - Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?

Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.

Поэтапный анализ рассказа "Капустное чудо".

Учитель - Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.

Учитель - Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.

Учитель - А имеет данный факт - смещение временных рамок - принципиальное значение для понимания идеи рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.

Учитель - Следующий элемент "Противопоставление реальности и мечты". Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).

Учитель - Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?

Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год.

Учитель - Охарактеризуйте это время.

Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.

Учитель - При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?

Ученик (предполагаемые ответы)- "беспросветно-темная очередь", "было сумрачно и хмуро", "тяжелые темно-красные флаги", "вьюжный вечер", "бурые промерзшие листья". А мир мечты наполнен другими эпитетами: "белый снег", "бело-голубая капуста", "светло-голубые глаза". Используется прием контраста.

Учитель - Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?

Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки - сироты, а их мечта - обрести семью.

Учитель - Какова композиция данного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.

Учитель - Как называется это прием?

Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.

Учитель - В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли - долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…

Картинка с японцем - символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.

Учитель - Следующее составляющее святочного рассказа - совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.