Тема «Звуки и буквы»
Урок № 1
Цели:
1. учить детей правильному произношению гласных звуков соотнесение звука и буквы
2. выделять звук среди сочетаний гласных слогов и слов.
3. развивать простые формы звукового анализа и синтеза
4. пополнять активный словарь детей - существительными
Ход урока
Орг момент - проговорить:
1. Каждый день всегда везде-
На занятиях, в игре,
Смело четко, говорим
И тихонечко сидим.
2. Формирование темы занятия - отгадай загадку:
Режут - терплю, разбивают - терплю, и за все это урожаем плачу (Земля)
Посчитаем звуки в слове-5
Считаем звуки с преградой- 3
Звуки без преграды- 2
Звуки бывают гласные и согласные, сколько у нас гласных-2, (звучат свободно без преграды)
сколько согласных -3 (звучат с преградой во рту)
Основная часть
1. Произнести ряд слогов: что мы произносили - (части или слоги)
Па рат ва ни ка ла ру мы
Вставь недостающие гласные в сочетания:
М-К Л-К
М-К С-К
М-Х Б-К
Получили слова, которые состоят из 1 слога, потому что 1 гласная
Сколько в слове гласных, столько и слогов
Физминутка - Овощи- фрукты
Что растет на земле: кабачки, арбузы, помидоры как назвать одним словом - ОВОЩИ
2. Развитие зрительного восприятия
Посмотрите на картинки, какие буквы в них спрятались
Копейка, тарелка, крыша, - О, А
Какие это звуки - Гласные
3. Соотнесение буквы и звука
· Запись слов с пропущенными буквами: гласными - подчеркнуть, ответить: Сколько в слове слогов?
К-б-ч-к, п-м-д-р, к-п-у-ст-, м-рк-вь,
Сравни пары слов: ответить, что общего между этими словами, чем отличаются:
капуста и лук, огурец и кабачок
· Назови ласково: запиши, подчеркни гласные.
огурец -- огурчик;
тыква --
лук --
чеснок --
морковь --
помидор --
Работа с текстом.
Чтение, ответы на вопросы.
КТО КАК ОДЕТ
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы- голыши Потом лук в бумажных рубашках. Потом лук в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, холода не боится!
Вопросы:
1. Когда убирают овощи?
2. Какие овощи убрали с огородов?
3. Что осталось в огороде?
4. У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? (Ребенок должен вспомнить загадку о капусте.)
Итог урока
д/з описать овощи- слова признаки.
Урок № 2
4. закреплять активный словарь детей - сочетанием прилагательное, существительное.
2. Формирование темы занятия - подними руку, когда услышишь гласный У
Ух, ум, муха, юбка, ура, мел, юла, рука.
Скажи что перед тобой лежит - карточки слогов
Ка, ба, чок, лук, мор, ковь, ка, пус, та.
Собери из них слова, каким одним слова называют это - овощи.
Посчитаем звуки в слове овощи -5
Считаем звуки согласные- 3
Звуки гласные- 2
Звуки бывают гласные и согласные, сколько у нас гласных-2, (звучат свободно без преграды) сколько согласных -3 (звучат с преградой во рту)
1. сосчитай до пяти:
один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов
один помидор….
Придумай загадку по образцу
Этот овощ - круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус- тыква
Огурец, помидор.
Посчитаем слоги в данных овощах тыква, огурец, помидор
2.Соотнесение буквы и звука
На что похожа буква У -?
Выдели букву лишнюю м п д у
К-б-ч-к, п-м-д-р, к-п-у-ст-, л-к.
Подбери пару и запиши
Огурец большой, а кабачок больше
Репа большая, а …тыква больше
Бобы маленькие, а… горох меньше
Петрушка высокая, а …. укроп выше
Физминутка Овощи-фрукты
Назови соки и запиши
Из моркови - (морковный сок ), из огурца - (огуречный сок),из чеснока- (чесночный сок)
Составь слово из первых звуков :
Свекла, укроп, помидор.(СУП)
Повторили А.О….. гласные
Чтение, пересказ по вопросам.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы- голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом лук в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу и разную петрушку.
4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает -лук д/з повторить овощи по цвету : красные, желтые
Урок № 3
1. учить детей правильному произношению гласных и согласных звуков соотнесение звука и буквы
2. выделять звук среди среди сочетаний гласных, согласных слогов и слов.
4. пополнять активный словарь детей - словосочетанием -прилагательное ,существительное
Скинули с Егорушки золотые перышки,
Вынудил Егорушка плакать и без горюшка - ЛУК
3.Скотлько звуков в слове - назови гласную
Ск. слогов в слове - Лук,
Всех на свете обшивает, что сошьет не надевает…(Иголка) посчитай
Доскажи: сколько в слове гласных, столько и ………слогов---(слогов)
· Анализ звуко-буквенных рядов
АИУ, УАИ, САМИ, ОГУРЕЦ- назови 1.2,3,4,5.звук, укажи соседей 2 звука, 3 звука,.
· Собери слово по предложенной схеме: А-3, У-1, О-2.
М2рк2вь, 2г1рец, п2мид2р, к3б3ч2к
Составь словосочетания с данными словами:
Морковь зеленый
Огурец сочная
Помидор спелый
Кабачок длинный
· Расскажи о своем любимом овоще - если затрудняется предложи план
Я люблю____________________, он (она) _________________цвета, ___________ формы,_________________на вкус. Из него (нее) можно приготовить_________________________. А я люблю его (её) есть_______________сырым (в салате….).
Итог урока правило Сколько в слове гласных, столько и слогов.
д/з проследи какие овощи еще не собрали с огорода ,подумай почему.
Урок № 4
2. выделять звук среди сочетаний гласных, согласных слогов и слов.
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но, если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидишь, что угодно. - нос-сон
3. основная часть
· предложены буквы н, с, о. какое слово покажет наши мечты- сон
сколько звуков
назови 1,2,3
укажи соседей справа буквы. О
соседей слева буквы. О
прочитай слово с конца, поставь соответственно буквы по порядку НОС
что мы сделали с буквой Н, с буквой С - поставили на другое место
получили разные слова
Вывод- каждый звук и каждая буква имеют свое место
· обогащение словаря и развитие логического мышления
накроем стол для гостей - отгадаем кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
Страницы: 1, 2, 3