Как видно из приведённой таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 40,4% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 73 %.
Качественный анализ данных показывает, что лучше всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов. Дети подбирали антонимы или с помощью, или давали далёкую словесную замену.
Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных А.В. Захаровой, Гвоздевой А.В., Вехтеровым В.П и другими учёными, и описанных нами в параграфе 1.1.
Перейдём к анализу результатов следующей методики.
2. Методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой, Т.П.Бессоновой.
Цель: выявление уровня словарного запаса детей.
Количественные показатели результатов представлены в таблице №2.
Табл. №2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой
№
Имя ребёнка
Процент правильно выполненных заданий
Активный словарный запас
Пассивный словарный запас
1
Андрей
35%
58%
2
Аня В.
37,3%
58,4%
3
Аня С.
35,7%
60%
4
Ваня
31%
59%
5
Даша
36,8%
59,4%
6
Дима
31,8%
55%
7
Кирилл
38%
58,6%
8
Миша
36,5%
9
Сергей
36%
54%
10
Соня
41,3%
64%
11
Средний показатель
55,6%
Как видно из приведённой таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 36% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 58,6%.
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный словарь, словарь числительных. Хуже всего развит словарь предлогов. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов, синонимов.
3. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Цель: обследование словарного запаса детей.
Результаты обследования словарного запаса детей по данной методике представлены в таблице №3.
Табл. №3. Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.
45,5%
61%
46,4%
65%
67,8%
47%
68%
40,5%
66%
43%
37,6%
67,9%
44%
83%
60,3%
При анализе результатов данной таблицы мы видим, что уровень сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка - Сони, уровень лексического развития средний - 60%.
Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также числительных и предлогов.
4. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
Цель: исследование лексики детей.
Результаты, полученные с помощью данной диагностики представлены в таблице №4
Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
80%
57%
77%
53%
75%
43,8%
79%
50%
77,8%
78,9%
52,6%
74%
53,6%
76,4%
Анализ результатов данной методики показал, что уровень развития словарного запаса детей с ОНР 3 уровня низкий - 53,6%. Лишь у двух детей - Андрея и Сони - средний, составляет 58% и 65% соответственно. И у одного ребёнка - Ани В. Уровень развития словарного запаса приближен к среднему.
Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.
5. Методика изучения словарного запаса М.А. Поваляевой.
Цель: изучение словарного запаса.
Количественные показатели по данной методике представлены в таблице №5.
Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.
45%
42%
40%
41%
43,4%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9