Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявления словаря подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 258 баллов, соответствует высокому уровню; 149-214 баллов ( 58% - 83% правильно выполненных заданий) - среднему; менее 149 баллов (менее 58 % правильно выполненных заданий) - низкому уровню лексического развития ребёнка.
1. Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.
Состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
Выявления объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса.
Уровень сложности А
Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажи, где…)
кукла, мишка, мяч, машина, пирамида; книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка; тарелка, блюдце, кружка, чайник, ложка.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет задуман.
Круглый, зелёный, разрежешь - красный, сладкий.
Покрыто перьями, летает.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Уровень сложности Б.
Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …)
Локоть, колено, ладонь, ресницы, брови; окно, подоконник, рама, стекло, форточка; огород, редиска, кабачок, петрушка, свекла.
Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман.
Мягкая мебель, на которой люди отдыхают сидя.
Здание, где люди смотрят спектакли.
Уровень сложности В.
Пейзаж, торшер, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, витрина, калитка.
Оценка: всего 10 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Объём активного (пассивного) словарного запаса.
Уровень сложности А.
Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В школе», «Дома». «Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п.
Объекты описания: собака, машина.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл -называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале».
«Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.
Объекты описания: лошадь, самолёт.
Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «На заводе», «На стройке».
Объекты описания: ученик, электропоезд.
Обобщающие понятия.
Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию.
Видовые понятия
Содержания картинок
Овощи; фрукты; ягоды
Груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста
Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ.
Задание №2. Перечислите, какие предметы мебели (обуви) вы знаете.
Оценка: 2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.
Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).
Тарелка, чашка …
Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.
Домашние животные; дикие животные; домашние птицы
Медведь, верблюд, индюк, корова, волк, овца, олень, гусь, барсук
Задание №2. Перечислите, какие предметы транспорта (белья) вы знаете.
Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.
Тетрадь, альбом …
Деревья; цветы; кустраник
Сирень, дуб, ромашка, колокольчик, шиповник, каштан, ель, фиалка, калина
Задание №2. Перечислите, какие предметы, относящиеся к данным видовым понятиям, вы знаете.
Население, явления природы
Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предмета, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.
Кепка, берет …
Различение сходных по звучанию слов.
Задание №1. Послушайте и скажите, что нарисовано: «Крыша или крыса; каска или маска; сабля или цапля; молоток или молоко; деревня или деревья; трава или дрова; ворота или ворона; врач или грач; усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст.
Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.
Слова - синонимы
Задание. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Например: радость - веселье, пытаться - пробовать, храбрый - отважный
Врач, дети, зной, нежный, забавный, заботливый, мастерить, выкинуть, наклониться.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - выполняет с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9