2. «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга [3,С.45-47].
Как известно, для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный). «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу (игровой); негативное отношение к школе (негативизм).
Поэтому в основу данной методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После чтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты бы хотел учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку не достаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.
3. «Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов».
При помощи данной анкеты можно выявить детей группы риска с негативным отношением к школе и школьной дезадаптацией. Методика также может быть использована при исследовании эффективности учебно-воспитательного процесса, при определении готовности детей к школе, при оценке динамики школьной адаптации, уровня школьной мотивации
Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учебному процессу. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. Высокая школьная мотивация, учебная активность.
2. Нормальная школьная мотивация.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
4. Низкая школьная мотивация.
5. Негативное отношение к школе, дезадаптация.
Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Суммы баллов, набранные ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе [3, С.133-134].
4. «Диагностика усвоения образовательных программ» [3,С. 200].
Диагностика усвоения образовательных программ проводится с использованием трехуровневой оценки.
Высокий уровень (3балла). Ребенок активен, самостоятельно находит поле деятельности, самостоятельно выделяет существенное, любит трудные задачи, ему не нужно помогать, свободное время он отводит своему интересу.
Средний уровень (2 балла). Самостоятельность проявляет только с помощью взрослых, выделяет только факты, проявляет интерес к занятиям, при трудностях просит помощи у взрослых. Для самостоятельной деятельности ему нужны побуждения взрослых. Свободное время периодически уделяет своему интересу.
Низкий уровень (1 балл). Инертный, вялый, обращает внимание на занимательные факты, не любит трудных задач, не просит помощи, отказывается от нее. В самостоятельной деятельности не проявляет себя, стесняется, отсутствует постоянно или периодически склонность к любимому делу.
Все данные, полученные в результате исследований, заносятся в регистрационный бланк и соотносятся с различными параметрами психолого-педагогическим статусом первоклассника.
2. Диагностика протекания адаптационного процесса детей шести лет к обучению в школе
Объектом исследования являлись ученики в количестве 20 человек МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района посещавшие подготовительные к школе курсы и зачисленные этим же составом в 1А класс.
Результаты обследования представляются в виде количественных оценок, которые получает ребенок за каждое задание, и общей суммарной оценки, дополнительно отмечаются наиболее существенные качественные показатели деятельности. Эти показатели отражают уровень готовности ребенка к школе (Приложение 1). Количественное представление результатов делает их более наглядными, облегчает дальнейшую работу с результатами обследования.
Рис. 1. Среднестатистические данные готовности детей к школе.
Проведя качественный анализ результатов, мы видим, что у учащихся данного класса разные уровни сформированности психических процессов и эмоционально волевой сферы. Общая картина данных класса выглядит немного иначе. Многие измеряемые параметры, расположены в зоне средних значений. Но есть и те, которые расположены ниже этих границ: абстрактное и интуитивное мышления, скорость переработки информации, зрительно-моторная координация (Рис.1).
Основываясь на результатах полученных в ходе тестирования готовности к обучению в школе, в последний месяц обучения детей на подготовительных курсах была проведена диагностика мотивационной сферы («Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга (таблица №1)) и «Диагностика усвоения образовательных программ» (таблица №2), с целью предупреждения школьной дезадаптации.
По результатам диагностик были выделены 5 групп детей с различными уровнями школьной мотивации и три группы - с разными уровнями усвоения образовательной программы.
Таблица №1.
№
Уровни
мотивации
Баллы
Кол-во детей
%
1.
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
25-30
6
30
2.
Уровень школьной мотивации выше среднего.
20-24
3.
Средний уровень мотивации - положительное отношение к школе по внешней мотивации.
15-19
4
20
4.
Уровень ниже среднего - положительное отношение к школе, но преобладание игровой мотивации.
10-14
2
10
5
Низкий уровень школьной мотивации - мотивацион-ная незрелость, преобладание детского негативизма; не осмысление своих задач как школьника.
Ниже 10
Таблица №2.
Уровни освоения образовательной программы
Высокий уровень.
3
Средний уровень.
8
40
Низкий уровень.
1
На основе данных, представленных в таблице № 1, можно сделать вывод, что у 60% детей преобладает высокий уровень школьной мотивации или уровень выше среднего, что свидетельствует о положительном отношении к новому коллективу, к школе, к учебной программе. 20% учащихся данного класса имеют низкий или ниже среднего уровни школьной мотивации, характеризующиеся школьной незрелостью, не осознанием своих позиций как школьника, преобладанием игровой мотивации.
Анализ данных таблицы №2 показывает, что 30% учащихся, испытывают трудности в усвоении программы и имеют низкий темп работы, не стремятся к самостоятельной деятельности
Проведя качественный анализ полученных результатов трех методик видно, что 30-40 процентов учащихся данного класса определенно будут испытывать трудности в освоении школьной программы, а так же вероятны трудности в сфере личностного развития. В процессе обучения они будут нуждаться в пристальном внимании и помощи со стороны педагога, родителей, психолога и логопеда.
3. Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей.
Во-первых, богатство содержания образования достигается за счет изменения соотношения значимости двух групп предметов - русского языка и математики, с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, физического воспитания, уроков труда - с другой. В "занковских" классах в начальном обучении нет главных и неглавных предметов. С точки зрения общего развития большое значение имеет то, что ученик развивается физически, овладевает изобразительной деятельностью, приобщается к произведениям искусства, приобретает способность к самопознанию и самоконтролю. Поэтому время, отведенное на ИЗО, музыку, на уроки труда, не может быть использовано для решения задач по математике, чтения или написания диктантов.
Во-вторых, обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики, трудового обучения.
В-третьих, содержание образования обогащается за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми вне стен школы - во время экскурсий и индивидуальных наблюдений за окружающей действительностью. Ученикам постоянно предоставляется возможность делиться своими наблюдениями на занятиях. Это обогащает урок и благотворно влияет на самоощущение детей в школе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7