Рефераты. Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет

Исключение составил лишь один ребенок, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Эта методика, по которой в психологии измеряют уровень пресыщения, в данном случае вызвала пресыщение у взрослого. Он вошел в комнату и поинтересовался, что же делает ребенок. Ребенок объяснил, что он подъемный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.

Напрямую данную ситуацию трудно назвать обучением, но вот механизм, который позволил ребенку не насытиться, а продолжать выполнять практически невыполнимое задание, непосредственно связан с разговором о спонтанном и реактивном обучении. Что сделал этот ребенок? Он превратил чужую программу (инструкцию) в свою собственную (спонтанную), переосмыслив ее.

Итак, ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие. Ребенок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (правда, лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. Последняя оговорка не случайна. Эта способность - делать чужую программу своей собственной - формируется на протяжении всего младшего школьного периода развития. Ее становление и развитие связаны с двумя факторами - во-первых, с позицией взрослого, помогающего учащимся выделить их собственный смысл в том содержании, которому их учат, во -вторых, опять-таки с уже обсуждавшейся нами проблемой психологической готовности к школьному обучению.

Педагоги-дошкольники и родители хорошо знают тот факт, что дети этого возраста далеко не всегда принимают от другого смысл собственной деятельности. К примеру, малыш перекладывает спички, а другой взрослый (не тот, кто дал задание) говорит: давай себе представим, что ты подъемный кран, и т.п. Многие дети скажут: "Нет, мне велели перекладывать спички, и я Ваня, а не подъемный кран".

Таким образом, в первом случае дети по своему психологическому возрасту являются дошкольниками, и поэтому, несмотря на биологический возраст, не готовы к школьному обучению. А вот если ребенок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можно говорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.

2. Общая характеристика и ценность младшего школьного возраста

Младший школьный возраст наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок шести лет по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к 4 классу у него появляются черты подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. Известно, что младшие школьники, несмотря на одинаковые программы, условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям, т.е. фактически получают неодинаковый уровень развития. Это зависит, прежде всего, от самого ребенка, от того, как он проявляет себя в учебе, во внеклассной работе. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. Мир в представлении шестилетнего ребенка особенно интересен. Именно понимание этого мира позволило Ш.А.Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Шестилетний возраст - наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого в малыше могут не раскрыться в полной мере его задатки.

Приступая к обучению и воспитанию шестилетних детей в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейся личностью, тонко реагирующей на все ситуации школьной жизни. При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представление о ярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессе формирования абстракций исчезает. Мысль ребенка замыкается на счетных палочках, звуках, буквах, слогах. Переход от чувственного этапа познания к абстрактному сложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника. Знание особенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

Морфологическое и функциональное развитие шестилетних детей является незавершенным, поэтому первоклассник менее устойчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, менее вынослив, быстро утомляется. Костная и мышечная системы позволяют шестилетним детям совершать сложные движения: бег, прыжки, метание, подвижные игры. Однако костная система находится у них в стадии формирования; интенсивно развиваются мышцы, кости, скелет, хрящевые зоны; продолжается срастание швов, формируется позвоночный столб, укрепляется подъем стопы. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но недостаточно сформированы мелкие мышцы спины, стопы, кистей рук. Поэтому для шестилетнего ребенка нежелательны длительные статические напряжения, поднятие тяжестей, монотонные движения. У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвижность, уравновешенность процессов. Однако возбуждение преобладает над торможением. Ребенку трудно сдерживать себя. У детей шестилетнего возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток коры больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает "охранительное торможение". Оно проявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания. У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятельности с шестилетними детьми важна форма, стиль, манера объяснения и поведения учителя: смена видов деятельности, способов учения, игровые моменты при изучении учебного материала, для облегчения учебного труда шестилетних детей.

Шестилетний ребенок имеет определенный стиль, способы, манеру общения с детьми, взрослыми и родителями. Однако общение в школе носит специфический характер.

В младшем школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного этапа возможно лишь при активной и определяющей роли взрослых (учителей, родителей), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Ведущей деятельностью детей шести лет является игра, освоение норм поведения и деятельности людей, гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, "игры-соревнования". Развитие конструкторских игр, развитие практического мышления, развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества, развитие воспитания, внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам), развитие воли, любознательности.

3. Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток

Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования.

Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образования и чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.

Начнем анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и "реактивное" обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе. В этом случае слово "программа" означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым руководствуется образовательные учреждения. Собственная программа - это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как его сверстник или кто-то другой, что-то делал - нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т.п., - и он просит: "Научи меня". Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают по собственному почину учиться что-то делать - подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта.

Все это примеры спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.

Известный социолог И.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и понятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социального статуса - превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали и указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов: "Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти спать, когда мне захочется", и т.д.

Во-вторых, серьезную проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать разницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь - вводят в обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящие уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается, что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно, зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили учащиеся начальной школы, - и ту отменили.

В школе шестилетние дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тоже должны носить игровой характер.

Таким образом, шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.