Рефераты. Изменение отношения к учебе в младшем школьном возрасте

Итого характеризуются:

Высоким уровнем школьной адаптации - 9 учеников - 52%;

Средняя норма школьной адаптации - 3 учеников - 18%;

Внешняя мотивация школьной адаптации - 3 учеников - 18%;

Низкая школьная мотивация - 2 ученик - 12%.

2.2.2 Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» для

младших школьников в 4 классе

Автор: Н.Г. Лусканова

Контингент испытуемых: младшие школьники

Предмет диагностики: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология -- дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог, психолог -практикант.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Интерпретация результатов.

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации -- учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера -- школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации -- качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).

Детские рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

При анализе рисунков следует оценивать:

1) соответствие заданной теме,

2) сюжет (что именно изображено),

3) размеры рисунка и отдельных деталей,

4) цветовое решение,

5) динамика изображения,

6) правильность рисунка,

7) законченность рисунка.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации используют систему балльных оценок по единой 30-балльной шкале, позволяет сравнивать полученные результаты.

Таблица 5.

Баллы

Уровень мотивации

Оценка детских рисунков на тему: «Что мне нравится в школе»

25-30

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, огорчаются, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

На школьную тематику изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и тому подобное.

20-24

Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации.

15-19

Положительное отношение к школе, школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации (здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п.)

10-14

Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках на школьную тему изображают игровые сюжеты, косвенно связанные со школой. (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. )

Ниже 10 бал-лов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Несоответствие заданной теме может указывать на:

а)отсутствие школьной мотивации и преобладай других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;

б)детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в)неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а)учебные ситуации -- учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б)ситуации неучебного характера -- школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. -- свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в)игровые ситуации -- качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности.

Таблица 6.

Ученик

Бал-лы

Уровень мотивации

1

Бондарев В.

20

Хорошая школьная мотивация

2

Ботвина К.

25

Высокий уровень школьной мотивации

3

Борисовец А.

25

Высокий уровень школьной мотивации

4

Гаврилова Н.

28

Высокий уровень школьной мотивации

5

Ермолаева А.

24

Хорошая школьная мотивация

6

Кудян В.

18

Положительное отношение к школе (внеурочные стороны)

7

Конюшко К.

30

Высокий уровень школьной мотивации

8

Кремнёва В.

28

Высокий уровень школьной мотивации

9

Латушкин В.

30

Высокий уровень школьной мотивации

10

Любецкий И.

25

Высокий уровень школьной мотивации

11

Михеев В.

24

Хорошая школьная мотивация

12

Матыль Ж.

17

Положительное отношение к школе (внеурочные стороны)

13

Овчинникова Л.

28

Высокий уровень школьной мотивации

14

Парнюшко С.

10

Низкая школьная мотивация

15

Соловьёва А.

29

Высокий уровень школьной мотивации

16

Другунова Д.

10

Низкая школьная мотивация

17

Шныркевич Ж.

19

Положительное отношение к школе (внеурочные стороны)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.