Цель: исследовать способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений.
Оборудование: карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
1. овца-стадо
2. малина-ягода
3. море-океан
4. свет-темнота
5. отравление-смерть
6. враг-неприятность
испуг-бегство
физика-наука
правильно-верно
грядка-огород
похвала-брань
пара-два
слово-фраза
бодрость-вялость
десять-число
праздность-безделье
глава-роман
покой-движение
прохлада-мороз
обман-недоверие
пение-искусство
свобода-независимость
Испытуемым была зачитана следующая инструкция: « В верхней части бланка расположены 6 пар сов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например, «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - определение, «море-океан» - различаются в количественном отношении. В нижней части бланка расположены пары слов, связь которых вы должны сопоставить с одним из образцов, находящихся в верхней части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Рядом с каждой парой вы должны обвести номер, соответствующий паре образцу». При этом вариант решения был показан следующим образом: «поджог является следствием мести, аналогично тому, как смерть-следствие отравления, следовательно пары «месть-поджог» нужно ставить номер 5, что соответствует паре-образцу: «отравление-смерть».
После зачтения инструкции были розданы испытуемым бланки и дано указание начать работу. Время выполнения задания не засчитывалось.
При обработки полученных результатов учитывался качественные характеристики. Обсуждение допущенных ошибок испытуемого дало возможность оценить логический строй мышления испытуемого, целенаправленность и критичность его мышления. Также была осуществлена количественная обработка результатов: 16 заданий этого теста оцениваются каждое по 2 балла при выполнении и 0 баллов при невыполнении. При подведении итогов выполнения задания использовалась нижеприведенная формула:
А=В+Т, А - итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
А также таблица подсчетов баллов:
Время (сек)
Оценка, Т при В >23
Оценка Т, при В < 24
114 и менее
3
370 и менее
0
114-370
371-505
-3
371 и более
506 и более
-6
3.3. Анализ и интерпретация результатов
Методика «Недостающие буквы в словах»
Все полученные результаты были оформлены в соответствующих подробных таблицах, которые располагаются в строгом порядке по мере выполнения методики.
Таблица № 1
Результаты выполнения (столбец № 1)
ФИО ученика, возраст
Номер слова в данном столбце, время выполнения каждого слова в секундах
Общее время на выполнение одного столбца
1
2
4
5
6
7
8
9
10
1.Кушнерев Александр, 13 лет
44 секунд
2.Данилина Дарья, 15 лет
42 секунды
3.Кирпичев Алексей, 16 лет
33 секунды
4.Мирошников Валерий, 16 лет
44 секунды
5.Еременко Марина, 15 лет
35 секунд
6.Сулейманов Ренат, 15 лет
49 секунд
7.Тихонов Денис, 13 лет
40 секунд
8.Черкашин Сергей, 16 лет
48 секунд
9.Тенизбав Никита,17 лет
22 секунды
10.Питимко Артем, 17 лет
25 секунд
11.Коренева Светлана, 18 лет
21 секунда
12.Мурзина Татьяна, 18 лет
13.Богатырева Светлана, 17 лет
24 секунды
14.Лукъянова Людмила, 17 лет
20 секунд
15.Шевцова Ольга, 18 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14