При составлении данной таблицы и занесения в нее результатов проведения данной методики по столбцу № 5 выявлено, что колебания скорости выполнения задания происходит от 61 секунды до 32 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста - чем старше испытуемый, тем меньше ему необходимо время на обдумывание каждого слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, в котором в данном случае трудность составила 100 % от общего числа слов в данной таблице. Существенную роль играл критерий подсказок.
Таблица № 6
Сводная (итоговая) таблица по полученным результатам при выполнении методики.
ФИО ученика, возраст
Номер столбца, время выполнения каждого из них в секундах
Общее время выполнения методики
Динамичность мышления, скорость
1
2
3
4
5
1.Кушнерев Александр, 13 лет
44
49
51
54
58
2 мин.56 сек
слабая
2.Данилина Дарья, 15 лет
42
46
48
55
2 мин.42 сек.
средняя
3.Кирпичев Алексей, 16 лет
33
53
2 мин. 25 сек
высшая
4.Мирошников Валерий, 16 лет
2 мин.36 сек
5.Еременко Марина, 15 лет
35
2 мин 47 сек
6.Сулейманов Ренат, 15 лет
60
2 мин 64 сек
7.Тихонов Денис, 13 лет
40
57
61
3 мин
8.Черкашин Сергей, 16 лет
50
52
56
2 мин. 66 сек
9.Тенизбав Никита,17 лет
22
25
27
39
1 мин 48 сек
10.Питимко Артем, 17 лет
29
37
1 мин 57 сек
11.Коренева Светлана, 18 лет
21
23
1 мин 31 сек
12.Мурзина Татьяна, 18 лет
24
26
30
34
1 мин 36 сек
13.Богатырева Светлана, 17 лет
28
32
36
1 мин 46 сек
14.Лукъянова Людмила, 17 лет
20
1 мин 26 сек
15.Шевцова Ольга, 18 лет
1 мин 51 сек
Скорость протекания мыслительного процесса в каждом индивидуальном случае была определена следующим образом:
В критерий наибольшей скорости протекания мыслительного процесса вошли показатели выполнения задания среди подростков 2,25 а наименьшей - 3, среди юношей - 1,26 и 1,51 наименьшей. При этом данные показатели были определены в соответствии с полученными данными исследуемой группы, которые могут меняться в зависимости от психологического развития исследуемой группы, кроме того, средние данные и выводы по них были основаны на используемой литературе, так в подростковом возрасте скорость мыслительного процесса меньше чем у школьников юношеского возраста в силу физиологического развития организма, а также умственного развития ребенка, влияния на него учителя и других сверстников. Хотя данные исследуемые группы довольно самостоятельны в своем выборе и своих действиях. [14]
Таблица № 7
Сравнительная таблица в отношении мальчиков и девочек по результатам методики «Недостающие буквы в словах»
Испытуемые
Средний показатель времени выполнения задания
Слабая скорость
в %
Средняя скорость в %
Высшая скорость в %
Мальчики
2,3
10
Девочки
1,6
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что как среди девочек, так и среди мальчиков одинаковое процентное соотношение детей с высшей скоростью динамичности мышления. Однако различны показатели процентного соотношения детей со средним уровнем динамичности мышления, так девочек - 60 %, а мальчиков всего 40. Кроме того, процентное соотношение мальчиков со слабой скоростью динамичности мышления выше, чем девочек. Следовательно, группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками. [9]
Ниже приводится график в соответствии с полученными данными, построенный путем оценки показателей данных мальчиков и девочек.
Таким образом, следуя из данных графика можно сделать выводы о том, что группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками. [9]
На основании изложенного, учитывая особенности мышления исследуемых групп, можно сделать вывод о том, что динамика мышления девочек больше в силу критерия возраста исследуемых, т.е. старшего возраста в основном девочки, по сравнению с мальчиками, которые в данной возрастной группе младше девочек. Влияние возраста на динамику мышления является существенным фактором при проведении методики. [12] Кроме того, в психологическом аспекте на данных возрастных этапах мальчики оказались слабее девочек, в силу того, что психологические процессы у девочек протекают быстрее, чем у мальчиков на стадии подросткового возраста и выравниваются на стадии раннего юношеского. [17]
Обработка и анализ результатов по методике «Вербальный лабиринт»
Полученные данные были занесены в таблицу, при этом буквой «х» в первом столбце было отмечено задание номер 1, напримере которого было показано выполнение методики.
Таблица № 8
Результаты выполнения методики «Вербальный лабиринт»
Номер столбца, время выполнения каждого из них в минутах
6
7
8
9
х
76 минут
.50 минут
61 минута
52 минуты
54 минуты
59 минут
77 минут
57 минут
40 минут
42 минуты
33 минуты
31 минута
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14