А - констатирующий этап Б - контрольный этап
Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников
После проделанной коррекционной работы по звукопроизношению было выявлено, что
У Петра Н. появился звук с, закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа - введение звука во фразовую речь.
У Марии Р - звук л поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа - введение в слова и в предложения.
Ульяна С. - научилась различать на слух сходные звуки с и ш, но при произношении иногда ещё смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук р.
Слава П.- звук л закреплён в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.
Василий Д. - поставили звук с, ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.
Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией - одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
Дислалия - это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.
Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.
В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.
При отклонениях периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.
В свою очередь, функциональная дислалия включает в себя три основные формы:
Акустико-фонематическая - в основе этого вида лежит недостаточность фонематического или слухового восприятия;
Артикуляторно - фонематическая - заключается в том что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и заменяются.
Артикуляторно - фонетическая - включает в себя дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно данной системе языка.
Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.
Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. На котором идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Второй этап - постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.
Результаты данного этапа показали, что у пятерых детей высокий уровень развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики и фонематического восприятия так же показали пять детей. Состояние звукопроизношения у четверых детей зафиксирован средний уровень и шесть детей показали низкий уровень развития.
Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.
На основе результатов обследования с учётом дефектов, дети были разделены на две группы:
1 группа - дети с артикуляторно - фонетической дислалией;
2 группа - дети с артикуляторно - фонематической дислалией.
При работе с первой подгруппой работа была направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.
При работе со второй подгруппой были использованы упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.
В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.
Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.
Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 10 детей - это составило 100%. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшилось на 50%.
Изменились уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали четверо детей, то на контрольном этапе у восьми детей. Низкий уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза.
Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии - подтверждена.
1. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М. Академия, 1998. - 400с.
2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
3. Аркин Е. А. .Вопросы советского дошкольного воспитания. - М.,1950.
4. Баренцева Н. С. , Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
5. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.,1981.
6. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998 - 240с
7. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. 1977.
8. Бельтюков В. И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №1,1978.
9. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №5, 1976.
10. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. - М.: Просвещение . 1977.
11. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. - СПб.;1992.
12. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.; Просвещение, 1988.
13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М. ; 1968.
14. Выготский Л. С. .Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В. В., - М.; 1991.
15. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. - М.; 1992.
16. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. - М.; Просвещение. - 1979.
17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.; 1961.
18. гойхман О. Я. , Надеина Т. М. .Основы речевой коммуникации. Учеб. Для вузов. //Под ред. Гойхмана О. Я. - М.; ИНФРА - М., 1997. - 272с.
19. Дефектологический словарь. - М.; 1970.
20. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.; 1985.
21. Жинкин Н. И. . О теориях голосообразования //Мышление и речь. - М.; 1963.
22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.; 1990.
23. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада. // Под ред. Ушаковой О. С. - М.; Просвещение, 1993. - 271с.
24. Зуева Л. Н. и др. Думай - говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. для воспитателей дет. сада, педагогов и родителей. - М.; Просвещение, 1996. - 79с.
25. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978.
26. Ковшиков В. А. . Принципы формирования языкового механизма у детей. Межвуз. сборник научных трудов. Принципы и методы логопедической работы. - Л.; 1994.
27. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.; 1998.
28. Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - м.; 1989.
29. Левин Р. Е. О генезе нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии. - М.; 1959.
30. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000. - 247с.
31. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.; 1991.
32. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. - М.; 2002.
33. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. - М.; 1968.
34. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998. - 208.
35. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. - СПб.; Дельта, 1999. - 208с.
36. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. - СПб.; Союз, 1997. - 256с.
37. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. - М.; Владос, 2000. - 96с.
38. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.; 1994.
39. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1999. - 96с.
40. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. - СПб.;1997.
41. Ты и твоя речь: Для обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. - Екатеринбург: У-Фактория, 1998. - 141с.
42. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.; Издательство института психотерапии, 2001. - 240с.
43. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.; 2000. - 80с.
44. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.; 1981.
45. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.
46. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.; Новая школа, 1993.
47. Филичёва Т. Б. Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.; 1987.
48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов. - М.; Академия, 1999. - 560с.
49. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М.; 1961.
50. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6