«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)
«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)
После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»
Упражнение «Замени первый звук в слове на звук с»(см.Приложение 13)
Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?
Бок - сок бор - сор
Дом - сом лук - сук
Кон - сон мода - сода
«Замени последний звук в слове на звук с» (см. Приложение 14)
Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?
бак - бас нож - нос
пёк - пёс морж - морс
Рим - рис голод - голос
В результате проведённой работы на данном этапе мы определили, что Петр Н. и Василию Д. нужно продолжать работу по автоматизации звука в словах, так как у них не достаточно сформирован навык контроля за собственной речью. Поэтому переходить к автоматизации звука в словосочетании и предложениях пока не следует.
После того как мы поставили изолированный звук л, мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложениях. Мария Р. находилась на автоматизации в слогах, а Слава П. на автоматизации в словах. Для этих детей были предложены следующие задания:
«Произнеси слог» (произнесение звука л в прямых слогах)
Инструкция: Мы показываем на картинке слоге и ребенок произносит, если ребенок не может самостоятельно, то повторяет за логопедом.
ла - ло - лу - лы ла - лу - ло - ла
ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло
(произнесение звука в обратных слогах)
ал - ол - ул - ыл ыл - ул - ол - ал
ал - ял - ол ёл - ол - ул.
«Произнеси слова» (с ударением на слоге)
Инструкция: Прелагается наглядный материал картинки. Мы показываем ребенку картинки, он повторяет и логопед задает вопрос, где звук Л в начале или в конце. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.
лаз - вал салат - пенал
лоб - гол лодка - укол
(без ударения на слоге)
Инструкция: Детям предлагаются слова, и ребенок рисует по ним картинки. Затем четко проговаривает эти слова.
мыла, дула, писала халва, балкон, сыпал
луна, лужок, палуба кинул, дунул, сунул.
(со стечением согласных)
Инструкция: Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.
глаза, класс, слабый, пламя, плавать
злак, флаг, шла, вышла, сладкий
(закрепление произнесения звука л в прямых и обратных слогах)
Инструкция: Произнесения слова сопровождается показом картинки.
лаял, плыл, колол ломал, глотал, баловал
молол, делал, лакал колол, молотил, колотил
«закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:
Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Володя поехал на (велосипеде).
На данном этапе у Славы П. и Марии Р. звук л автоматизирован в словах и можно вводить в предложения.
Для ребенка группы - с артикуляторно - фонематической дислалией (Ульяны С., у которой заменяет звук ш на с, находящихся на этапе автоматизации в словах), были предложены следующие задания.
«Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.
Я иду, и ты …(идёшь).
Я пою, и ты …(поёшь).
Я несу, и ты …(несёшь).
Я беру, и ты …(берёшь).
«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.
С другом мы играем в … чашки,
Пили чай из бело … шашки!
Вылезла из норки … шишка,
На неё упала … мышка!
Мы с сестрой посуды …шили,
И наряды куклам … мыли!
Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). обращалось внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.
После того, как звук ш был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях.
Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения.
«Повтори, чётко произнося ш»
ша - ша - ша, ша - ша - ша,
шапка, шайба, шар, лапша.
Ши - ши - ши, ши - ши- ши,
Шило, шина, малыши.
Ша - ша - ша, ша - ша - ша,
Наша Маша хороша.
Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.
Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.
Работу мы начинали с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.
Детей заинтересовала работа с карточками - символами: С - (губы) , ш - ; с - (язык ), ш - .
На развитие фонематического слуха предлагалось задание «Разложи правильно» - ребёнку предлагались предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки с или ш, которые надо было разложить на две части.
Игра «Покажи». Детям показывались и назывались предметные картинки, ребёнок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска - мишка, каска - кашка, маска - Машка, крыса - крыша).
После того, как дети научились различать данные звуки по артикуляции и на слух, мы предложили задания на дифференциацию звуков в слогах.
«Повтори слоговые цепочки»
Инструкция: Мы предлагаем слоги, ребенок повторяет и зарисовывает себе в тетрадь.
ша - са шо - со ши - сы
ос - ош ус - уш ыс - ыш
са - ша - ша, со - со - шо, шу - су - шу, су - шу - су.
В результате проделанной работы у Ульны С. звуки ш и с были отдифференцированы в слогах и в дальнейшем предстоит работа по дифференциации этих звуков в словах и предложениях.
В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.
Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.
Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению.
При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания:
1) улыбка, 2) улыбка - трубочка, 3) лопатка, 4) иголочка, 5) часики, 6) маляр, 7) качели,
Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней.
Полученные результаты нами проанализированы и помещены в таблицу 2.3.1 (см. Приложении 15).
Данные таблицы говорят о том, что пять детей, которые имели средний уровень, показали высокий. Низкого уровня не зафиксировано.
Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.
Данные результатов занесены в таблицу 2.3.2 (см. Приложении 16).
Анализируя показатели данной таблицы, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 100% детей.
Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе.
Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней.
Показанные результаты занесены в таблицу 2.3.3 (см. Приложение 17).
Данные таблицы говорят о том, что высокого уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 8 детей. Низкий уровень наблюдается у двоих детей.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 2.2
Таблица 2.2
Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
Уровни сформированности, количество детей
Разделы логопедического обследования
Состояние артикуляционной моторики
Состояние звукопроизно-
шения
Состояние фонематическо-го восприятия
А
Б
Высокий уровень
10
1
4
15
Средний уровень
2
5
8
-
Низкий уровень
3
6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6