Рефераты. Использование музыки на уроках литературы

Использование музыки на уроках литературы

20

План

1. Роль музыки и литературы в жизни человека

2. Методические приемы использования музыки на уроках литературы

3. Конспект литературно - музыкального вечера

1. Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические поня-тия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличаю-щая ее от других видов искусств,--возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их сло-вами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразитель-ные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музы-кальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Саль-ери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горько-го, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинско-го, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положе-ны на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших из-гибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттен-ков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внут-ренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. По-этому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вы-зываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых обра-зы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представ-ляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастер-ство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, пу-тем соответствующей «речевой инструментовки», настроить чи-тателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ниче-го о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звуча-ния стихов) будет у него музыкальным»,--писал Б. Асафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, стро-ки и буквы; они для музыки то же, что ось для ко-леса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все про-странство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смо-ченными этой влагой, не спасешься... Если пропа-дает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обо-собились друг от друга, но общие черты, сближа-ющие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание про-изведения как некоего общения автора, воплоща-ющего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительно-сти и опосредованное отражение ее в художест-венном образе, представляющем единство обоб-щенного и конкретного, объективного и субъек-тивного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский по-лагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и глас-ность, оставив лишь одно звучание, то в таком фо-нографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи -- музыкальное произведение»

6. Общность жанров -- песня («Песня о Буре-вестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (балла-ды Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестро-вая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.-- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слу-хом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздейст-вия текста (музыкального и литературного) и мы-слительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержа-щая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу об-ласть (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материаль-ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки яв-ляются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особен-ности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязыч-ными обозначениями темпов, принятыми в музы-ке.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкаль-ных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу раз-вертывания (принцип сквозного развития), стрем-ление к конкретности (программная музыка).

Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила по-стоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квар-тет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Тол-стого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений му-зыкальной терминологии, но отличались удиви-тельной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Го-голя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пе-ние персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), иг-ру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстра-ции, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведени-ях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процес-су музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые слож-нейшие, самых тончайших оттенков я могу пере-дать словами, Получается так, как будто бы в че-ловеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами иг-рает на этой клавиатуре мозга, и в голове воспри-нимающего возникает та же самая симфония»,

Другой позицией, обуславливающей естест-венность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.

В настоящее время в научной литературе оп-ределены следующие типы взаимодействия ис-кусства, и в частности, литературы и музыки: меж-предметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудо-жественному воспитанию школьников, преподава-ние отдельных видов искусств на полихудожест-венной основе -- с привлечением аналогов и сти-мулов из других видов искусств, а также сочета-ние обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и услови-ем для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реа-лизацией главной задачи -- формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоз-зрения старшеклассников. Также ввиду способно-сти раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в ус-ловиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразо-вания, средством гармонизации личности, разви-тия способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусст-ва и формирования художественно-творческих по-тенций. Кроме того, концерт в форме литератур-но-музыкальной композиции -- возможность для учащихся испытать себя в разных видах художест-венной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли -- «не только носителя культуры, но и ее творца

2. Музыкальный материал на уроках изучения ли-тературы следует использовать систематически, на протяже-нии всего учебного года.

Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй полови-не XIX века, расширяя и углубляя таким образом представле-ние учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литера-тура, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.

А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музы-кального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты--в песне» или «Раз-мышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодат-ные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жиз-ни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной акт-рисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она призна-валась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим инте-ресом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.