Произношение звуков каждой группы оценивалось в отдельности по следующему принципу: 3 балла - безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла - один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажения или замены во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Результаты обследования звукопроизношения были представлены в виде таблицы, (см. таблицу 2).
Таблица 2. 2.
Состояние звукопроизношения у дошкольников.
Группы звуков
Отсутствие звука
Искажение звука
Замена звука
Смешение звука
Свистящие
__
5 человек
3 человека
Шипящие
4 человека
Сонорные
9 человек
1 человек
Остальные группы звуков
В результате, согласно данных таблицы, нарушения произношения звуков у обследуемых детей проявились либо в искаженном воспроизведении тех или иных звуков, либо в замене и в смешении звуков. Нарушенными оказались группы свистящих, шипящих, а также сонорных звуков.
3. Исследование звуко-слоговой структуры.
Детям предлагались для повторения слова разной слоговой структуры: со стечением согласных в начале, в середине, в конце слова; многосложные слова, состоящие из сходных звуков. Например: танкист, сковорода, милиционер, термометр и пр., (см. приложение 1).
Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл, замедленное послоговое воспроизведение - 0,5 балла, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) - 0,25 балла, невоспроизведение, отказ - 0 баллов.
Уровни сформированности звуко-слоговой структуры представлены в таблице 3, (см. таблица 3).
Таблица 2.3.
Уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Уровни сформированности
Количество баллов
Количество детей
Высокий уровень
8-10 баллов
Средний уровень
5-7,5 баллов
Уровень ниже среднего
4,5-7 баллов
2 человека
Низкий уровень
Ниже 4 баллов
8 человек
Анализ результатов обследования показал, что у детей в основном отмечались пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, а также замедленное воспроизведение по слогам.
4. Состояние фонематического восприятия (см. приложение 1).
Проверялось различение фонем из группы свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных. С этой целью предлагалось повторить отраженно за логопедом различные оппозиционные слоги, например ба-па, ша-жа-ша. Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение
Вначале предъявляется первый член пары (ба - па), затем второй (па - ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба - па - па - ба). Слоги предъявлялись до первого воспроизведения.
Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл; 0,5 балла, если первый член слоговой пары воспроизводился правильно, а второй уподоблялся первому; 0,25 балла - за неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов - за отказ от выполнения или полная невозможность воспроизведения пробы.
Набранное количество баллов от 12,5 до 14,0 соответствовало высокому уровню успешности, от 8,5 до 12,0 - уровню выше среднего, от 5,5 до 8,0 - среднему и ниже 5 баллов - низкому.
Далее проверялось, различают ли дети слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (см. приложение 1).
Ребенку предлагалось выбрать из двух предложенных картинок нужную. Все задания на дифференциацию слов-квазиомонимов, на воспроизведение цепочек слов, на выявление сформированности навыков звукового анализа оценивались как выполнение задания - 1 балл, выполнение с ошибками - 0,5 балла, невыполнение - 0 баллов.
В таблице 4 представлены данные о состоянии фонематического восприятия и сформированности навыка звукового состава слов у детей обследуемой группы, (см. таблицу 4).
Таблица 2. 4.
Состояние фонематического восприятия и навыка звукового анализа слов.
Вид задания
Высокий уровень выполне-ния
(кол-во че- ловек, %)
Средний уровень выполнения
(количество человек, %)
Уровень выполне-ния ниже среднего
(кол-во че-ловек, %)
Низкий уровень выполне- ния
Фонематическое восприятие
1.Повторение оппозиционных слогов
7, (46,7%)
8, (53,3%)
2.Дифференциация слов-квазиомонимов
3, (20%)
4, (26,7%)
5, (33,3%)
3. Воспроизведение цепочки слов
Навыки звукового анализа слов
4. Выделение первого гласного
12, (80%)
5. Выделение первого согласного
2, (13,4%)
6.Выделение последнего согласного
7.Выделение последнего гласного
10, (66,6%)
Исходя из данных нашей работы, мы пришли к выводу, что высокого уровня, выполняя задание №1 не показал никто, средний уровень зафиксирован у 46,7% детей. Эти дети при воспроизведении пар оппозиционных слогов допускали ошибки в виде уподобления второго члена пары первому (ба-па ба-па). А дети с низким уровнем - 53,3% допускали более грубые ошибки - неточное воспроизведение обоих членов, перестановка слогов, замена пары, либо отказ от воспроизведения пробы.
При выполнении заданий № 2,3 высокий уровень имели 20% детей, с заданием не справились 26,7% детей, анализируя данные выполнения заданий по звуковому анализу слов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось выделение гласного звука из начала слова. Самым сложным - выделение гласного звука из конца слова.
Исследование грамматического строя речи - включало в себя пять видов заданий по пять проб (см. приложение 1).
5. Исследование грамматического строя речи. Мы предлагали детям: 1) повторение предложений. Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Критерии оценки: 1 балл - правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов - невоспроизведение.
2) Верификация предложений. Детям читалось предложение, в некоторых из них были ошибки, детям надо было исправить ошибки.
Оценка: 1 балл - выявление и исправление ошибки; 0,5 балла - выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла - ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов - ошибка не выявлена.
3) Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Детям предлагалось составить предложение из слов. Например: мальчик, открывать, дверь. Слова предъявлялись до первого ответа.
Оценка: 1 балл - предложение составлено верно; 0,5 балла - нарушен порядок слов; 0,25 баллов - наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4) Добавление предлогов в предложение. Читалось предложение, детям предлагалось вставить слово, которое в нем пропущено.
В связи с трудностью этого задания использовали два вида помощи: 1-й - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12