3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами…
Среди лексических ошибок выделяются следующие: [21]
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действий (балерина -
«тетя танцует», певец - «дядя поет»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка», деревья - «елочки»);
г) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик - «столенок», вазочка - «вазка»).
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель…)
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»).
б) неправильное согласование численных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
Фонетическое оформление речи у детей с 3 уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования позволяет сформулировать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.
В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.
Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед логопедом в его работе с дошкольниками.
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
2. Логопедическая работа с дошкольниками в процессе экспериментального исследования.
2.1. Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.
Практическое исследование проводилось на базе логопедической группы ДОУ № 24 г. Биробиджана. Исследованием были охвачены 15 детей, 6-7 лет.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап; констатирующий, направлен на выявление уровня речевого развития, для этого было проведено обследование дошкольников. Обследование проходило c 01.12.2003 года по 15.12.2003 года в соответствии с основными методическими требованиями. Для выявления уровня речевого развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно-уровневая система.
Каждая проба оценивалась в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.
При оценивании заданий учет степени успешности производился с помощью четырех градаций. Для серий по исследованию сенсоматорного уровня, навыков звукового анализа, исследования грамматического строя речи, исследования словаря и навыков словообразования это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов; для серии по исследованию связной речи - 5; 2,5; 1; 0 баллов.
В разных заданиях эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. При обработке полученных данных высчитывался процент успешности выполненного объема заданий.
Высчитанное процентное выражение соотносили с одним из пяти, определенных нами, уровней успешности выполнения заданий:
100-80%- высокий уровень
79,9 - 60%-уровень выше среднего
59,9 - 40%- средний уровень
39,9 - 20%- уровень ниже среднего
19,9% и ниже - низкий уровень
Анамнестические данные детей указывали на отсутствие патологии в психофизическом развитии. Речевое развитие проходило при сохранном интеллекте и нормальном слухе.
Проверка интеллектуальных возможностей не выявила отклонений от нормы. Обследование импрессивной речи показало полное понимание детьми фраз обиходного характера, обобщающих слов, предлогов и речевых инструкций.
Темп речи, голос, дыхание, плавность у детей данной группы в пределах нормы. В некоторых случаях отмечалась неразборчивость речи, вызванная полиморфной дислалией.
Обследование уровня развития связной речи выявило умение детей использовать в речи, как простые распространенные предложения, так и сложные. Однако в большинстве случаев отмечались ошибки в грамматическом оформлении фраз, искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами; неправильная форма слова в образовании множественного числа.
Остановимся на анализе полученных результатов:
1. Обследование статической и динамической координации артикуляционных движений.
Предлагалось 10 проб (см. приложение 1). При выполнении артикуляционных упражнений обращалось внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, переключаемость с одного движения на другое. А также на наличие синкинезий и гиперкинезов. Степень и качество выполнения упражнений оценивались следующим образом: 1 балл - правильное четкое выполнение движений с точным соответствием всех характеристик предъявляемым; 0,5 - замедленное и напряженное выполнение; 0,25 - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации;
0 - невыполнение движения, отказ.
Результаты обследования артикуляционной моторики представлены в таблице, (см. таблица 1.)
Таблица 2. 1.
Уровень сформированности артикуляционной моторики.
Высокий уровень
Уровень выше среднего
Средний уровень
Низкий уровень
8 -10 баллов
5 - 7,5 баллов
4,5 - 7 баллов
Ниже 4 баллов
2 человека
5 человек
3 человека
У большинства обследованных детей выявились следующие нарушения артикуляционной моторики:
Недостаточное развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, 26%.
Неумение быстро переключаться с одной позиции на другую, 26%.
Неточность движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, нижней челюсти, отмечались наличие синкинезий, 33,3%.
2. Обследование звукопроизношения.
Мы использовали предметные картинки, в названии которых предъявлялись проверяемые звуки из основных групп звуков русского языка. Произношение проверяемых звуков уточнялось в начале, в середине и в конце слова (см. приложение 1).
Условно разделили все звуки на пять групп: (1 группа - свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 - шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 - Л, ЛЬ; 4 - Р, РЬ) и пятая группа - все остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12