Рефераты. Интеграция учебных дисциплин в профильном обучении

Интеграция учебных дисциплин в профильном обучении

34

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Интеграция учебных дисциплин в подготовке школьников к выбору профиля обучения как педагогическая проблема................................................6

1.1. Сущность понятия «интеграция»....................................................................6

1.2. Проблема интеграции учебных дисциплин в образовании........................12

1.3. Интеграция учебных дисциплин как условие подготовки школьников к выбору профиля обучения....................................................................................15

1.4. Возрастные особенности школьников и их учет при подготовке к выбору профиля обучения.................................................................................................16

1.5. Выводы..........................................................................................................20 2. Разработка приемов интеграции учебных дисциплин в подготовке школьников к выбору профиля обучения...........................................................21

2.1. Роль и место раздела в подготовке учащихся к выбору профиля.............21

2.2. Тематическое планирование раздела............................................................23

2.3. План-конспект урока......................................................................................25

Заключение.............................................................................................................32

Список литературы................................................................................................34

Приложения

Введение

Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества.

Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.

Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки.

Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-политехнисты (П.Р.Атутов, Ю.К.Васильев, А.Г.Калашников, М.Н.Скаткин, С.М.Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники.

В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.

В ряде работ по политехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.

Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.

Цель исследования - выявить значимость политехнических основ в технологической подготовке школьников на уроках технологии в 11 классе.

Объект исследования - учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.

Предмет исследования - применение политехнических основ в обучении технологии.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессе технологической подготовки учащихся;

- определить роль и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии

- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ в обучении учащихся 11 классов на уроках технологии;

- экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя и с применением политехнических основ.

Методы:

- анализ теоретических источников по теме исследования;

- обобщение передового опыта ученых-педагогов;

- наблюдение;

- беседа;

- поиск решения педагогических ситуаций;

- анализ работы учащихся;

- педагогический эксперимент.

1. Интеграция учебных дисциплин в подготовке школьников к выбору профиля обучения как педагогическая проблема

1.1. Сущность понятия «интеграция»

Политехнизм - от греч. poly - много и techne - искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства[5].

Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.

Идея политехнического образования впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение политехнического образования с производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания и единственным средством для формирования всесторонне развитых людей. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую политехническое образование, как одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о политехническом образовании получили развитие в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. Н.Н. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все учебные дисциплины, изучаемые в школе, что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практической деятельностью и, особенно с обучением труду.

Политехническое образование в соединении с умственным и физическим воспитанием впервые начало осуществляться в общеобразовательных школах. С научными основами современного производства учащихся знакомятся главным образом в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, производства; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательную активность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытия действия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальным производством).

Ведущая роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производственных отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений; изучение истории общества; ознакомление с основами экономики, с организацией современного производства и структурой народного хозяйства, с задачами строительства; выбор таких методов учебной работы, которые обеспечивают формирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомление с научными основами производства и производственных отношений осуществляется также на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях. Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание образовательной области «Технология». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в трудовой подготовке играет участие школьников в трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.

Принцип политехнизма в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Принцип политехнизма является одним из основных принципов построения учебно-воспитательной работы школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.