Рефераты. Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере

Данная программа направлена на ознакомление участников программы с историей, традициями, понятием «экология планеты». Поэтому, заявленные мероприятия и тематика смен направлены не только на создание интересного отдыха детей в период летних каникул, но и на расширение их знаний по экологическим вопросам.

В соответствии с основными целями воспитательного процесса, идеями его организации в лагере «Звездный» разработаны несколько основных направлений деятельности:

· спортивно - оздоровительное направление (программа по здоровьесбережению)

· художественно - эстетическое направление

· культурно-массовое направление

· экологическое направление

· военно-патриотическое направление (историко-патриотическое)

· социально-адаптационное направление (программа «Я - лидер»)

Количество участников программы: 1600 человек

Сроки проведения программы: Лето 2009 года, с 03.06 по 28.08.2009 года.

Количество смен: 4 смены по 21 дню

Целевые ориентиры программы

1. Комплексное оздоровление детей и подростков.

2. Социализация и психолого-педагогическая адаптация в условиях детского оздоровительного лагеря.

3. Расширение кругозора детей в различных областях.

4. Развитие коммуникативных качеств подростка, освоение основ «лидерства», уверенное поведение в среде сверстников и взрослых.

5. Приобщение детей к системе экологических ценностей и изучению природы, воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, особый режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде;

2. формирование потребности в здоровом образе жизни;

3. обеспечение условий саморазвития личности ребенка и его педагогической поддержки;

4. воспитание необходимого осознания того, что охрана природы и рационального использования ее ресурсов должно стать неотъемлемым личным делом;

5. формирование экологических знаний, осознанности экологических проблем современности;

6. создание эмоционально-нравственного комфорта во временном детском коллективе;

7. создание необходимых условий для интеграции в программу и отработки форм экологического воспитания и просвещения детей и подростков;

8. создание условий для раскрытия творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства, выявления лидерских качеств в социальных отношениях;

9. обучение навыкам анализа собственной творческой деятельности;

10. создание условий для приобретения подростками социально значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.

Структура программы основана на длительных (сменных) сюжетно-ролевых играх, реализующих цели и задачи обозначенных выше направлений.

Содержание программы: Реализация данной программы предполагает организацию четырех тематических смен (продолжительность каждой смены 21 день).

1 смена «Фестиваль регионов России «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

2 смена «Фестиваль МУЗ».

3 смена «Фестиваль СИНЕМА» (см. Приложение 3)

4 смена «Фестиваль индейцев ПАУ - ВАУ» (см. Приложение 4)

Анализ изученной нами литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение, результаты опросов детей и педагогов, анализ программы летнего отдыха позволили нам выявить условия инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере и сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности педагогов.

Инновационная деятельность современного педагога должна быть:

· практико-ориентированной, т.е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни в детском оздоровительном лагере;

· непрерывной, т.е. осуществляться постоянно, систематически;

· контекстной, т. е. проводится в естественных условиях процесса воспитания и обучения ребят, отдыхающих в детском оздоровительном лагере;

· оптимистичной, т.е. включать в себя позитивную установку на успех;

· индивидуализированной, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта педагога, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей педагогического стиля.

Изучив опыт инновационной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, мы можем сделать следующие выводы. Детский оздоровительный лагерь представляет собой одно из учреждений дополнительного образования детей и имеет свою специфику. Совместное проживание детей, сжатые сроки пребывания в лагере (обычно 21 день), постоянное общение со взрослыми наставниками, особые природные условия проживания (живописная местность, лес, озеро и т.п.), возможность заниматься любимым делом создают особые условия для развития детей. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Детский оздоровительный лагерь - это и особые условия для педагогической деятельности, которая, на наш взгляд, носит ярко выраженный инновационный характер. По результатам проведенного анкетирования педагогов можно сделать вывод: для осуществления инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере нужны квалифицированные, творческие педагоги, которые сами заинтересованы в осуществлении инновационной деятельности, а также достаточное финансирование и поддержка со стороны администрации.

По результатам анкетирования детей выяснилось, что дети отдыхающие в детском оздоровительном лагере «Звездный» в целом довольны организацией досуга, он достаточно насыщенный и разнообразный.

Приведенный нами пример образовательно-оздоровительной программы свидетельствует о том, что:

- программа направлена на формирование типовых навыков социального поведения у детей и подростков;

-заявленные мероприятия и тематика смен направлены не только на создание интересного отдыха детей в период летних каникул, но и на расширение их знаний по экологическим вопросам;

- материально - техническая база ДОЛ «Звездный» способствует реализации данной программы;

- программа предполагает использование инновационных способов ее реализации, а значит и особой квалификации и опыта педагогического коллектива.

Заключение

Этап развития, на котором находятся сегодня педагогическая теория и практика, характеризуется состоянием изменчивости, постоянной динамики. Неслучайно в педагогической среде так часто употребляются понятия, связанные с попыткой обозначить феномен новизны, выделить его из традиционной педагогической практики: «новшество», «нововведение», «новация», «инновация».

Происходящие процессы модернизации образования, «всеобщая инноватизация» размыли границы между пониманием традиционного и инновационного в образовании. Вряд ли сейчас остался педагог, который в своей практике не пробовал использовать новые методики и технологии, не пытался перестроить программу и свою деятельность под особенности современных учащихся, образовательный и социальный заказ.

Инновационная деятельность всегда направлена на создание нового: на поиск новых путей решения, старых проблем, на внедрение новых технологий, на построение новых отношений между участниками образовательного процесса, на достижение новых результатов, на получение новых знаний.

Инновационная деятельность не только рождает инициативу, стремление к систематическому пополнению знаний, она побуждает также провести рефлексию своей деятельности, а главное, помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов. Однако в связи с необходимостью практической экспертизы инновационных явлений, процессов и результатов учителям-исследователям необходимы определенные ориентиры для анализа изменений, происходящих в педагогической реальности.

Изучая инновационную деятельность в детском оздоровительном лагере, мы пришли к выводу о необходимости создания специальных условий для ее осуществления. В связи с этим, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, выбор тематики инновационной деятельности должен соотноситься с регламентирующими федеральными и региональными документами по стратегии развития образования.

Во-вторых, необходимо открытое информационное пространство о направлениях и результатах инновационной деятельности, что позволит, выбирая тему для создания новшеств, учесть опыт коллег, работающих по избранному направлению.

В-третьих, нужны программы повышения квалификации, которые помогут развивать навыки исследовательской деятельности педагогов.

В-четвертых, важно сформировать условия для развития культуры инновационной деятельности педагогов, чтобы реализовать тот потенциал, который есть в каждом из творчески работающих в ДОЛ. При этом основной задачей становится не столько задача научить чему-либо новому коллектив педагогов, сколько стимулировать их самообучение, чтобы в процессе деятельности педагоги, работающие в детском оздоровительном лагере, смогли сами находить и получать необходимые знания, а также могли применять эти знания в своем творческом поиске.

Подлинно успешной инновационная деятельность любого педагога сможет быть только в случае регулярной и активной поддержки (психологической и материальной) со стороны администрации.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что цель - выявление условий инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере - достигнута, задачи реализованы.

Список литературы

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. - Красноярск: Поликом, 2007.

2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.

3. Белкин, А. С. О педагогическом творчестве учителя / А. С. Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000.

4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология».- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.

5. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. - М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.

6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.