11. Какая помощь необходима для устранения возникших проблем и затруднений?
Обработка: Анализ ответов.
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся.
Анкета « Учитель - ученик»
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «нет».
1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольным экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем одно удовольствие.
15. учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Обработка
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент (выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика) включает вопросы:
Ответ «Да» - 1. 4, 7,10,19, 22.
Ответ «Нет» - 13, 16.
Эмоциональный компонент (определяет степень симпатии ученика к учителю) включает вопросы:
Ответ «Да» - 8, 11, 14, 23.
Ответ «Нет» - 2,5,17,20.
Поведенческий компонент (показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика) включает вопросы:
Ответ «Да» - 3, 6, 12, 18.
Ответ «Нет» - 9,15, 21, 24.
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности.
Инструкция: В предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух- трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитайте количество галочек в каждой колонке.
Вопросы
Варианты ответов
1
2
3
4
1. Вы составляете подробный план урока?
Нет
Да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?
нет
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика?
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
12. Вы часто меняете темы работы на уроке?
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия?
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы?
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы?
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся?
25. Часто ли вы повторяете пройденный материал?
да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
27. Как вы думаете, учащимся интересно у вас на уроках?
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно на ваших уроках?
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Наибольшее количество ответов в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности преобладания у учителя стиля, названого в этой колонке.
Номер колонки
Название индивидуального стиля деятельности.
Эмоционально-имповизационный
Эмоционально-методичный
Рассуждающе-импровизационный
Рассуждающе-методичный
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Инструкция: Ответьте на поставленные вопросы.
1. Используете ли вы в своей педагогической деятельности опыт других педагогов?
2. Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?
3. Используете ли вы опыт педагогов- новаторов?
4. Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе?
5. Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых уроков?
6. Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?
7. Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих журналах?
8. Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?
Приложение 5
Карта профессионального развития студента.
Разделы
Крайне необходимо
Скорее необходимо
Скорее нет необходимости
Нет необходимости
Способы убеждения и внушения
Умение слушать и понимать собеседника
Умение расположить к себе учеников
Техника речи: техника дыхания и голос
Выразительность речи
Актерское и режиссерское мастерство
Навыки невербального общения
Развитие внимания и наблюдательности
Методика проведения индивидуальной беседы
Методика организации работы с родителями
Управление своим состоянием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6