2) Выявили четыре подструктуры личности (биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность), лежащие в основе формирования индивидуального стиля деятельности.
3) Рассмотрели существующие классификации индивидуальных стилей педагогической деятельности:
- По мнению И. Ф. Демидовой выделяются эмоционально- импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе- импровизационный, Рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности.
- По мнению А. К. Марковой выделяются авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили.
4) Установили, что при формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт других педагогов, творчески разрабатывая его и включая в систему работы с учетом педагогической индивидуальности.
Вопрос о том, способствует ли использование чужого опыта при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности достижению успеха в работе педагога, рассматривается в следующей главе.
Глава II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
С целью подтверждения (опровержения) выдвинутой нами гипотезы о том, что успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования им опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности, нами были проведены психолого-педагогические исследования среди педагогов и учащихся. Были опрошены 15 педагогов, среди которых 8 человек - учителя русского языка, математики, истории, преподающие в средних общеобразовательных школах, 2 человека - учителя технологии средней школы, 5 человек - преподаватели педагогического училища г. Калуги. Причем из них 4 человека - молодые специалисты, имеющие стаж работы не более трех лет; 3 человека - специалисты, имеющие 10-11 разряд и стаж работы от трех до пяти лет; 8 человек - специалисты, имеющие первую, вторую и высшую квалификационную категории.
Всем опрошенным была предложена анкета «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога» (см. приложение 1), которая включала 11 вопросов, направленных на выяснение тех факторов, которые способствуют как успешности, так и не успешности деятельности педагогов.
Анализ результатов анкетирования показал, что 7 человек из 15 считают свою деятельность успешной, что составляет 46,6 % от всех опрошенных. 4 человека (26,6 %) на вопрос, считают ли они свою деятельность успешной ответили: « не всегда»; 2 человека (13,3 % ) не считают свою деятельность успешной; 2 человека - затруднились в ответе. (См. диаграмму 1.)
Диаграмма 1.
Причем, из 7 человек, считающих свою деятельность успешной, 4 педагога имеют высшие разряды и большой стаж работы, 2 человека имеют стаж до 5 лет и 1 человек работает первый год после окончания педагогического университета. Каждому из них удается достигать высокие результаты и испытывать удовлетворение от работы, а проведенные ими уроки и внеклассные мероприятия вызывают интерес у учащихся. Причем 5 человек из 7 убеждены, что администрация учебного заведения считает их деятельность успешной и периодически получают поощрения за выполнение своих педагогических обязанностей.
На вопрос о том, какие факторы способствуют успешности их деятельности эти педагоги назвали:
Ё профессионализм, мастерство и высокий уровень знаний и
умений - 4 человека (57,1 %);
Ё самообразование - 1 человек (14,3%);
Ё Использование в работе системы Занкова - 1 человек (14,3 %);
Ё «Не знаю»- 1 человек ( 14,3 % ). ( см. диаграмму 2)
Диаграмма 2.
Из 6 человек, считающих, что их деятельность не успешна или не всегда успешна, 3 человека считают, что в работе им мешает низкая материально- техническая база, 1 человек - отсутствие опыта, 1 человек - затруднения с установлением дисциплины в классе, 1 человек не смог назвать факторы, мешающие ему добиваться высоких результатов в работе. (См. диаграмму 3)
Диаграмма 3.
Таким образом, с точки зрения самих педагогов основным фактором, мешающим успешной деятельности педагогов, является низкая материально-техническая база современной школы.
Для того чтобы выяснить подтверждает ли мнение педагогов об успешности педагогической деятельности мнение их учеников, была проведена анкета «учитель- ученик» среди 20 учащихся педагога, считающего свою деятельность успешной (I-ый педагог) и среди 20 учащихся педагога, который не считает свою деятельность успешной (II-ой педагог) (См приложение 2).
Анализ результатов анкеты показал, что при ответе на вопросы характеризующие уровень компетентности учителя, как специалиста I-ый педагог набрал 112 баллов из 160 возможных (70%), что соответствует высокому уровню компетентности, а II-ой педагог набрал 57 баллов из 160 (35,6%), что соответствует заниженному уровню компетентности. (См. диаграмму 4).
Диаграмма 4.
Анализ ответов на вопросы, характеризующие степень симпатии учеников к учителю показал, что I-ый педагог набрал 98 баллов из 160 возможных (61,3%), а II-ой - 68 баллов из 160 (42,5%). Это показывает, что уровень симпатии учащихся к тому преподавателю, который считает свою деятельность успешной на 18,8% выше, чем уровень симпатии учащихся к педагогу не уверенному в успешности своей деятельности. ( См. диаграмму 5).
Диаграмма 5.
При анализе ответов на вопросы характеризующие взаимодействие учителя и учеников мы выяснили, что у I-го педагога уровень взаимодействия с учениками составляет 103 балла (64,4%), а у II-го педагога 58 баллов (36,3%). (См диаграмму 6)
Диаграмма 6.
Таким образом, результаты анкеты «учитель- ученик» показали, что мнение учеников подтверждают мнение обучающих их педагогов об успешности их педагогической деятельности.
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
С целью выявления зависимости успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с помощью методики «Определение вида индивидуального стиля деятельности». (См. приложение 3).
Были опрошены: I группа- 7 педагогов, считающих свою деятельность успешной, II группа- 2 педагога, считающих свою деятельность не успешной и III группа- 4 человека, не всегда считающие свою деятельность успешной. Анализ показал, что из 7 педагогов I группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, два - рассуждающе - методичный, три имеют эмоционально-методичный и один имеет рассуждающе-импровизационный.
Из двух педагогов II группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, один - рассуждающе-импровизационный. Из четырех педагогов III группы три имеют рассуждающе методичный и один - рассуждающе-импровизационный стиль.
Анализ результатов показал, что деятельность педагогов имеющих каждый из рассмотренных нами индивидуальных стилей, может быть успешной, так и не успешной.
Таким образом, вид индивидуального стиля не является решающим фактором, определяющим успешность деятельности педагога.
Для выявления зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта нами была проведена анкета «Выявление зависимости успешности деятельности педагога от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности». (См приложение 4)
Были опрошены те же 3 группы педагогов, что и в предыдущем исследовании. Результаты были занесены в таблицу:
№
Вопросы анкеты
Количество положительных ответов на вопросы анкеты
(в %)
I группа
II
группа
III
1.
Используете ли вы опыт других педагогов для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности?
85,7
50
2.
Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?
71,4
3.
Используете ли вы опыт педагогов- новаторов?
57,1
25
0
4.
Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе?
5.
Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых уроков?
6.
Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?
7.
Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих журналах?
8.
Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?
Анализ результатов показал, что 85,7% опрошенных I группы используют для формирования индивидуального стиля деятельности чужой педагогический опыт. При этом используют опыт работы старших коллег своего коллектива и опыт педагогов-новаторов -71, 4%, посещают открытые уроки и используют новые методы и приемы, полученные в результате посещения этих уроков- 57,1 %; 71, 4% опрошенных этой группы считают, что использование опыта работы других педагогов является залогом успешности их педагогической деятельности.
Анализ ответов педагогов второй и третьей групп показал, что 50% и более опрошенных не используют в своей работе опыт других педагогов.
Видим, что использование в работе чужого педагогического опыта влияет на формирование индивидуального стиля и способствует успешности деятельности педагога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6