Рефераты. Игры в изучении экономики

5. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению, конкурентоспособности на рынке труда.

6. Формирование непредвзятого отношения к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной экономики, коммуникативных способностей.

Оборудование и оснащение игры: бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны для жеребьевки, конверты с заданиями, бланки протоколов для жюри, карты самоконтроля учащихся.

Межпредметные связи: экономика, технология (профессиональное самоопределение), основы предпринимательства, психология, право.

Этапы проведения игры.

1. Подготовительный этап. На предыдущем уроке учащиеся познакомились с новыми профессиями рыночной экономики. Участники игры должны быть готовы познакомить с этими профессиями на игре по следующей схеме:

Чем занимается специалист данной профессии?

Какие знания и образование ему необходимы?

Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?

Где он может работать?

2. Начало игры. Организационный момент. Вступительное слово ведущего (знакомство, цель и ход игры). Представление жюри.

3. Жеребьевка и деление учащихся на две команды.

4. Конкурс профессий.

5. Задание командам на творческий конкурс путём жеребьевки.

6. Презентация конкурсных работ. Определение победившей в творческом конкурсе команды (жюри).

7. Выбор главного менеджера компании (по одному представителю от команды).

8. Пресс-конференция 2-х претендентов на должность главного менеджера компании.

9. Подведение итогов конкурса менеджеров (жюри).

10. Итог урока. Заполнение карты самоконтроля учащихся.

НАЧАЛО ИГРЫ

1. Вступительное слово ведущего.

Дорогие друзья, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.

Итак, всемирно известная фирма по рекламе “Аленушка интернешнл” расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов в разных странах. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах.

Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будет работать комиссия по приему на работу (жюри). Необходимо убедить комиссию предоставить вакансию именно вам.

Составьте для себя легенду и, устраиваясь на работу, расскажите, почему вы хотите работать в данной фирме, где работали ранее, что умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности вашей кандидатуры для фирмы.

Позвольте представить компетентное жюри в составе: ... .

2. Для работы учащиеся разбиваются на две команды (по жетонам, полученным в начале игры).

Команды для разминки выполняют задание:

Подготовят проект создания филиала (придумают его название, основной принцип или девиз).

Предложат достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.

В конце игры будет проведена предвыборная пресс-конференция кандидатов на эту ответственную должность. (5 мин)

3. Работа групп.

Заполнение вакансии специалистов филиала - (главный бухгалтер, экономист; менеджер; программист; дизайнер, художник; специалист по рекламе; маркетолог, торговый агент, торговый консультант; психолог; технический редактор; юрисконсульт). (Приложение 2)

Для этого: ведущий называет вакантное место, выясняет количество претендентов на эту вакансию, претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив легенду (время представления - 1 минута на каждого участника). Жюри определяет по каждой специальности лучшего. (25 мин)

4. Выполнение творческого задания командами.

Необходимо придумать рекламу отечественных товаров (каких - покажет жребий. Например: Обувь фабрики «Североход» в Италии. Грузинский чай в Индии. Клюква в Бразилии. Шерсть в Австралии. Фарфор в Китае. Макароны объединения «Русьхлеб» в Италии. Компьютеры “Агат” в Японии. Лимонад «Буратино» в Финляндии. Косметика фирмы «Северное сияние» во Франции. Русский квас в Америке. Автомобили «Запорожец» в Америке), максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказки и т.д. с использованием рисунков, стихов, песен и, конечно, юмора. 20 мин.

Представить свою творческую работу.

(10 мин)

Команды выбирают своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы.

Участники команд готовят по несколько каверзных вопросов для пресс-конференции кандидатов (по 2-3 вопроса для каждого кандидата из другой команды).

5. Предвыборная кампания президента фирмы:

Претенденты на должность исполнительного директора фирмы приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем, по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя, знакомя со своей легендой, отвечает на вопросы, подготовленные другой командой. (10 мин)

6. Подведение итогов игры.

Подводятся итоги работы жюри и называются победители. (Каждый победивший в конкурсе вакансий приносит 1 балл своей команде). Называется командный победитель творческого конкурса. Вручаются договора приема на работу. (4 мин )

7. Итог урока. Заполнение карты самоконтроля учащихся (Приложение 3).

Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач. Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это». Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями. Позволяют учащимся взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам. Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.

Заключение

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Концепцией модернизации образования до 2010 г. и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Роль игровых технологий в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза. Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значение и широко применяется в образовательной сфере, способствуя развитию интеллектуальных и личностных качеств учеников.

Ведущая цель таких технологий - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Игровой подход - это подход, связанный с активизацией учебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности. Учебный процесс организуется в виде игровых ситуаций, дающих возможность стимулировать коллективную учебную деятельность. Игра в этом случае выступает как форма, метод и средство для достижения целей обучения и воспитания. Имеется множество работ педагогических, психологических и методических с теоретическим обоснованием и методикой организации дидактических игр. Для подтверждения важности данного методологического подхода можно сослаться на ряд утверждений известных деятелей педагогической и психологической наук.

Формула игры: увлечение плюс развитие. Создание такого рода мотивации - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе интенсивного обучения.

Применение игр позволяет решить и другую практически не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха.

Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны для отработки функционального состояния глубокой релаксации - наиболее благоприятного фона интенсивного обучения.

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 2003

2. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 2002г.

3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006

4. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,2000г.

5. Бирн Д. Стратегическое планирование //Бизнес Уик.-2006-№7

6. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. - М.: Политиздат, 2000.-271 с.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.