Рефераты. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы

2.2 Критерии отбора технологий обучения

Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совмес-тима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игро-вые технологии, проблемное обучение, развивающее обу-чение, технологии педагогических мастерских, коллек-тивное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. техно-логиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.

Учитель сей-час поставлен перед сложным выбором: или пытаться ос-ваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на ка-кой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих резуль-татов обучения задавать стандартную технологию обуче-ния, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.

Глубокий смысл педагогических технологий заключа-ется в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего вос-произведения проекта в классе. Нужна некоторая унифи-кация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные ре-зультаты в массовой практике.

Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее при-менения.

Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на пред-метно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16]

Технологии обучения можно классифицировать:

- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);

- по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;

- по доминирующему методу обучения: программиро-ванное обучение, модульное обучение, обучение на осно-ве опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;

- по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.

Число различных техноло-гий необозримо. Открывается ничем не ог-раниченный простор для произвольного выбора и по-строения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)

Таблица 3.

Технологии обучения и критерии их отбора

Критерий

Технология

Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы

Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте

Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности

Обучение как исследование, проектное обучение

Обеспечение умений работать с информацией

Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей

Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских

Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей

Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности

Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность

Все личностно ориентированные технологии

Переход учителей на более совершенные технологии обучения -- процесс нелегкий и небыстрый. Это объясня-ется сугубо творческим характером педагогической дея-тельности, которую невозможно описать как простой про-изводственный процесс конвейера.

Каждый автор и исполнитель привносит в педаго-гический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществлять-ся различными исполнителями более или менее добросо-вестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, ре-зультаты будут различными, однако близкими к некото-рому среднему значению, характерному для данной техно-логии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не опре-деляется.

При освоении новаций следует иметь в виду, что нель-зя учить детей по методикам и технологиям, взаимоис-ключающим друг друга, нельзя детей погружать в смы-словое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накла-дываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.

Пока не существует таких тех-нологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит. [4]

ГЛАВА 2 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1 Понятие игровых технологий

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

Ф. Шиллер

Игру как метод обучения, передачи опыта старших по-колений младшим люди использовали с древности. Широ-кое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика-цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освое-ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар-ница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю-чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада-ет существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре-зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо-щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб-ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле-ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче-стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5]

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педаго-гических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду де-ятельности на физические (двигательные), интеллектуаль-ные (умственные), трудовые, социальные и психологические. [6]

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб-щающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя-емых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими-тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значи-тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)

Классификационные параметры игровых технологий:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлек-торные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды -- от системы консуль-таций до программной.

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8]

По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

- Дидактические: расширение кругозора, познаватель-ная деятельность; применение ЗУН в практической дея-тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано-вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель-ности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше-ния; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос-тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11]

Концептуальные основы игровых технологий

* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.