- развитые навыки коммуникации,
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
Это происходит безусловно, благодаря тому, что в детском саду реализуется достаточно хорошая образовательная программа, в которой уделено большое внимание развитию у детей навыков общения с помощью игровых методов. Свою роль играет и работа по приоритетным направлениям: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
В соответствии с этой целью успешно реализуются поставленные задачи, такие, как:
развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
развивать навыки социального поведения,
способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,
формировать позитивное отношение к своему "Я",
формировать позитивное отношение к сверстникам,
учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,
сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.
Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада. Проводится много исследований по подготовке детей к школе, и большое внимание уделяется преемственности детского сада и начальной школы.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии, как переходный, критический период детства. Он еще имеет наименование кризиса 7 лет. Само слово кризис, воспринимается многими как что-то болезненное. Ведь в детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамян Л.А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания.- Таллин., 1984.
Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.:Педагогика, 1977.
Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений).- М.:Знание, 1992
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте.- М.,1990.
Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
Геллер Е.М. Наш друг - игра.-Минск:Народная авеста,1979.
Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.
Деева Г. Г Проблемы социализации детей дошкольного возраста.- Ставрополь, 1989
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.
Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987г.
Зворыгина Е.В. Игра дошкольника.-М.,1986.
Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Воcприятие и действие. М., 1967.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие.- М., 1997.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие ребенка.- М.,
1986
Кон И.С. Ребенок и общество.-М.:Педагогика,1988.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
Кузин В.С. Психология. Учебник. 4-е изд., перераб. И доп. - М.: АГАР,1999.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
Люблинская А.А. Детская психология.-М.,1988.
Мухина В.С. Детская психология.-М., 1985
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе -М., 1965
Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л.С. Выготского//Вопросы психологии.-1996.-№6.
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца.-М.,1986
Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: МГУ, 1998.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.-М., 1996
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1963.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989
Урменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.-М., 1990
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.-М.,1997.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.-М.,1995
Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. М.; Л., 1930.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно - содержательные характеристики процесса развития личности.-М.,1999.
Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк,/Под ред. Фельдштейна Д.И.-М.,1996
Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности и усвоение знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития// Избранные психологические труды.- М., 1989.
Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 1978.
Анисимович О. Самооценка ребенка(Беседы с психологом) //Солнышко. - 2003.-6 ноября.
Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Л.С.Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.18-21.
Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 43 - 50.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1966.-№6. - С. 13-15.
Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С. 9-11.
Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1. С. 8-11.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Ходмовской. М., 1978. // Вопр. психол. 1992. № 3--4. С. 14 - 19.
Ермолова Т. Для чего ребенку друзья и как научить его с ними общаться? // Обруч.- 2000.-№4. - С.11-13.
Зверева О. Сюжетно-ролевая игра //Игра и дети.- 2003.-№ 6. - С.14-17.
Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 9-10.
Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.-С.17-21.
Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. - С.11-14.
Слободчиков В. И. Категории возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. -1991. № 2. С. 37 - 49.
Смирнова Е. О., Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам//Вопросы психологии. -1998.- №3.-С.50-57
Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной// Вопросы психологии.-1996.-№ 6.- С.76-81
Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.12-15.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11