Рефераты. Игра в процессе обучения на уроках

Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление высказанное учителем, направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые учитель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес учителя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика и др. Руководя игрой, учитель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным Эмоциональный строй игры несовместим с тем, что является нарочито- дидактическим или допускает «наигрыш».

В практике руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что учитель иногда усиливает обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий.

Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи».

Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. При излишней развлекательности игра утрачивает способность быть формой обучения. Развлекающий характер придается игре тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.

В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей.

Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развертывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется.

Учитель, знающий особенности игры, ее развития, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что учитель не улавливает развивающегося темпа игры, допускает убыстрение его или замедление.

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда учитель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

Руководя дидактической игрой, учитель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную деятельность. Контакт учителя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят полукругом, а учитель в центре. Иногда дети делятся на группы, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.

Конечно, не исключается форма организации детей за столами.

В дидактической игре действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Учитель уплотняет время за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Краткость и емкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применятся в дидактической игре.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который учитель предвидит, используя ту или иную игру. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат выступает как определенное достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры- загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

Хорошо, если учитель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия и удовлетворяют интересы детей.

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи- познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу учителя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

1.5 РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ВИД ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ. ОБЩИЙ ОБЗОР

Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с созданием и проведением игр. Игры делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному и целевому признаку.

В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на участников три задачи. Но, выделив, как три вида, воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. И каждая ролевая игра, на данном этапе, является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр, которые в этом обзоре не рассматриваются. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные игры, участники которых собираются, в основном, с целью отдохнуть таким нетрадиционным способом, и образовательные, организаторы которых ставят перед собой задачу передать игрокам определенные знания и навыки. Причем, игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как представляет возможность создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения целей для игроков и организаторов.

Но для успешного проведения даже простой игры, организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.

1 Настольные ролевые игры

К этому классу относятся такие модные на Западе игры, как «Dungeons& Dragons» ( «Подземелья и Драконы», англ) и их упрощенные вариации. Это наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

2. Павильонные ролевые игры

К павильонным относятся игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

3. Ролевые игры на местности

Это наиболее сложные по техническим требованием игры, особенно когда они проводятся в течении нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

Разделение по целевому признаку или по протяженности

1. Целевые игры

В сценарии игр этого класса изначально заложено, что при достижении группой игроков ( или отдельным игроком) определенной цели, они объявляются победителями, и на этом игра заканчивается.

2. Игры с открытым концом

Сценарий игры этого класса имеет ограничение по времени проведения игры. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающая возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою, как минимум- одну, цель. ЕЕ выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных целей. Основным критерием подготовки участника игры является его способность вжиться в игровой образ и провести его до конца, поддерживая концепции данного мира.

3. Нон- стоп ( Игры без остановки)

Сценарий игры этого класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность продолжить игру с того места, где она кончилась вчера- и так до бесконечности. Моделируемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки.

Участие в ролевых играх можно классифицировать по «глубине погружения». Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.

1. Пассивное участие («Экскурсант»)

На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями они могут свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы.

2.Ограниченное участие («Ведомый»)

Участники непосредственно включены в игру. Они одеты в игровую одежду, разделены на команды или имеют индивидуальные роли, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшего хода игры.

3. Свободное участие («Игрок»)

Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у участников и четкая работа ведущих. Игроки самостоятельно определяют свои действия в игре. Они сами разрабатывают личные и командные легенды на основе мастерских установок. Игровые костюмы, оружие и другие атрибуты изготавливаются игроками и предоставляются ведущими. В игре могут иметь место и театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит и от самих участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.