Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности. Как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества. Как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны наполнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других школ.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
Самодельные игры, помещенные в книге, не сложны по устройству, для изготовления их не требуются какие-то особые, трудно добываемые материалы. Небольшого размера куски фанеры или оргалита, деревянные бруски. Клей, краски- вот основные материалы для большинства игр. Но это не значит, что при изготовлении игр не придется столкнуться с определенными трудностями. Несмотря на всю простоту, эти игры требуют большой точности и аккуратности в исполнении, в них много мелких деталей. Не каждый легко справиться с этой работой. Но учащиеся среднего и старшего возраста с удовольствием займутся изготовлением игр, и среди них найдется немало мастеров, умеющих хорошо выпиливать лобзиком, выжинать, раскрашивать. Лучше всего, если в школе будет организован кружок под руководством учителя труда на базе учебных мастерских, где есть необходимые инструменты, станки, приспособления, материалы.
Для изготовления игр надо использовать все имеющиеся у школы возможности. Помимо детей, можно привлечь родителей-умельцев, обратиться за помощью к шефам.
Большое внимание следует уделить оформлению игр. Они должны быть красивыми, привлекать внимание детей не только содержанием, но и внешним видом.
1.4 ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов.
Игра- естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания. Свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее, «космонавты» совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; «конструкторы» создают удивительные машины. Как писал Л.С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка», т.е. рассматривая игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.
Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же декоратор- рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он же техник -изобретатель - создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготовляет мебель.
Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей жизненной деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.
Педагогика исходит из того, что в процессе воспитания в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. В младших классах школы такое единство различных сторон воспитания успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений. Богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь и в тоже время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым оказывается эффективным средством гармоничного развития личности ребенка
Воспитание- процесс сложный. Чтобы овладеть искусством воспитания и с научных позиций управлять им, педагог должен хорошо представлять себе весь процесс воспитания, знать все его стороны.
Организует и направляет всю воспитательно- образовательную работу, в том числе и игры, учитель. От личности учителя, от его знаний, умений, методического мастерства и способности творчески организовать воспитательный процесс в игре зависит все дело улучшения руководства игровой деятельностью детей и использование ее в целях воспитания.
Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности - наличие у ребенка з н а н и й об окружающих его предметах ( их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях. Но детям нужно иметь не просто какой-то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни. И наиболее доступной для ребенка формой решения этой задачи оказывается игра, выполнения в ней той или иной роли. В процессе игры он уточняет, закрепляет знания о предметах и явлениях окружающей жизни, приобщается к миру взрослых и развивается как член общества.
Усвоение и расширение знаний о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с и г р о в ы м и д е й с т в и я м и детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии, но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершают не с теми орудиями, инструментами, которыми действуют взрослые, а из заменителями: это или готовые игрушки ( самосвалы, наборы для игр в парикмахерскую, больницу и т.п.; игрушечные животные, различные куклы т.д.), или природный материал ( шишки, мох, песок, глина), или же так называемый бросовый ( различные коробки, яичная скорлупа, проволока, дощечки, кусочки тканей). Естественно, что способы действий будут зависеть от различий в умениях и навыках детей. При этом надо, чтобы ребята не только умели использовать готовые игрушки, но и видоизменять их, используя проволоку, камушки, картон и др., или делать самим необходимые игрушки для своей игры; помимо этого, они должны иметь навыки конструирования из строительного материала.
Важное значение для игры имеет развитие у детей навыков самоорганизации. Младшие школьники уже должны уметь самостоятельно выбирать тему и роль, продумать содержание игры и ее ход, определить, какое оборудование ( строительный материал, игрушки) необходимо для осуществления задуманного. Чем деятельнее поведение ребенка в игре, чем она длиннее, чем больше приносит ему радости, тем глубже он постигает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивается смысл общественных явлений. Многократное повторение действий взрослых и искренняя передача их переживаний и чувств в конкретном игровом действии оказывает существенное воздействие на развитие личности ребенка.
Подражая реальным взаимоотношениям взрослых, ребенок младшего школьного возраста, обычно эмоционально восприимчивый, создает в игре новую жизненную ситуацию, в которой стремится полнее реализовать образовавшуюся потребность в общении с другими детьми.
Вначале, выбирая себе партнера по игре ( вдвоем, втроем играть интереснее, можно совершать более увлекательные игровые действия, чем в одиночку), он останавливается обычно на сверстнике уступчивом, добром, который легко соглашается на требования ведущего и выполняет добросовестно свою второстепенную роль, поскольку главная, самая интересная роль может принадлежать одному. Именно такое игровое общение, образуемое по принципу лидер- подчиненные, чаще всего встречается в практике маленьких детей.
Но с развитием детей меняются и формы их игрового общения. Партнеры по игре должны точно следовать задуманной теме, а для этого они должны многое знать, иметь определенные умения и навыки. У играющих постепенно, под руководством учителя формируется умение распределять роли с учетом интересов, возможностей и желания каждого. Игровые объединения, оставаясь еще немногочисленными ( три-четыре ребенка), приобретают более стойкий характер. Это стремление детей к более высокому уровню игрового общения педагог использует в целях воспитания у них общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, т.е. всего того, что требуется для жизни в коллективе.
Играя с детьми в традиционные, а также дидактические игры, преподаватель должен создавать на занятии такую ситуацию, чтобы у ребенка появилась возможность прямой соотнесенности предмета и слова, движения и слова, эмоции и слова.
В результате обучения дети должны понять, что иностранный язык - это особый мир, где живут собственные герои, которые ведут себя особым образом, совершают иногда непонятные поступки, говорят на очень странном языке. В процессе общения с таким миром ребенок начинает строить свое отношение к этому миру - от полного его неприятия ( что, впрочем, бывает крайне редко) до полного включения в предлагаемые виды деятельности.
При организации такого типа работы создается особое пространство, в котором присутствуют похожие предметы и действуют похожие герои, что и на занятиях на родном языке. Таким образом складываются условия, в которых оправдано новое обозначение этих предметов и героев. Кроме того, переживая и выражая ( телом, движением, рисунком, словом) свои переживания, ребенок приобретает опыт и первичное ( чувственное) осознание того, что новыми для него словами обозначается новая реальность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9