Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Сюжетная роспись. Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
"Древо жизни" - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам "древа", могут быть изображены кони или птицы.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - традиционны для сюжетной Городецкой росписи /13/.
Техника выполнения Городецкой росписи. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие - веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому - обводка. Контур обводки - рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется "оживкой" и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком /27/.
Приемы росписи. Процесс Городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.
Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного Городецкого цветка -- фантастической розы-купавки, бутонов.
В Городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки, торцовая часть которых дает фактурную пунктирную спиральку или ровный кружок, сплошь залитый цветом.
Применение таких простых приемов и последующие поиски новых их разновидностей значительно обогатят роспись /29/.
1.2 Психолого-педагогический аспект формирования навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе /29/.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте.
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов сосредоточивать внимание на определенных объектах, действиях дисциплинирует волю, организует внимание. Однако для первоклассника это является трудной задачей, он быстро утомляется. Поэтому следует разнообразить учебную работу первоклассников, давать им возможность отвлечься, а иногда и отдохнуть. В этих случаях полезной оказывается физкультурная разминка.
Особенно утомляет детей продолжительная однообразная работа. Так, исследования показывают, что учащиеся 1 -го класса могут напряженно рисовать с натуры в течение 20--25 минут, после чего их внимание резко ослабевает и они начинают пассивно работать, отвлекаться. Если же им предложить после 20 минут работы над рисунком с натуры другой вид работы (быстрые наброски, просмотр репродукции, короткую беседу, анализ ученических рисунков, демонстрацию на доске типичных ошибок), а затем разрешить продолжать работу над рисунком с натуры, ученики снова начнут активно работать над рисунком.
Хорошей разрядкой напряженности мыслительной работы на уроке является демонстрация наглядных пособий, и в частности, репродукций. Однако, учитывая особенности внимания младших школьников, проявляющиеся в преобладании непроизвольного внимания, не следует приводить много ярких примеров, наглядных пособий - это может отвлечь внимание детей от главного.
По сравнению с взрослым человеком объем внимания младшего школьника меньше, концентрация внимания слабее, менее продолжительна. Поэтому наряду с широким применением в начальных классах разнообразных приемов работы важное значение имеет четкость, организованность, доступность учебной работы, заинтересованность учебным заданием. Под влиянием обучения у школьников начальных классов значительно расширяется круг объектов внимания. Наблюдения за различными объектами, явлениями сопровождаются активной работой мысли, формированием умственных действий, эмоциональным отношением к наблюдаемому, что делает внимание более устойчивым, произвольным.
Развитие связано не только с количественными изменениями, увеличением или уменьшением каких-то психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно, психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность, эмоциональность и т.д.). По словам В. А. Крутецкого, развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественно новое, так называемые "новообразования". В психическом развитии человек проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенной спецификой. Каждый возрастной период связан с предыдущим периодом, возникает на его основе и служит основой для наступления, следующего периода. Возраст -- это не столько биологическая, сколько социальная категория /5/.
В пределах каждого возраста есть значительные индивидуальные различия, которые являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также индивидуальных природных различий, в частности различий в типологических свойствах нервной системы. Конкретные условия жизни и деятельности очень разнообразны так же, как разнообразны и индивидуальные особенности личности. Возраст не имеет точных и определенных характеристик, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, характерные особенности детей того или иного возраста. Существует неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка различные психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сенситивными периодами. "Сенситивный" -- наиболее чувствительный к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию. Например, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков -- младший школьный возраст. Если упустить сенситивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развить очень тяжело. Сенситивность зависит от закономерностей органического созревания мозга и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться только на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств.
Личность и все ее психологические проявления определяются социальной природой, формируются в детском возрасте под воздействием окружающей социальной среды, обучения и воспитания, под влиянием правильной организации жизни и деятельности ребенка. Немаловажным условием для полноценного психического развития является созревание нервной системы. Как подчеркивает В.А. Крутецкий, созревание нервной системы происходит на протяжении долгого времени. Этот процесс зависит от характера деятельности, которая осуществляется ребенком. При обучении и воспитании необходимо учитывать врожденные природные анатомо-физиологические особенности ребенка, в частности особенности его нервной системы, от которых будут зависеть различные; пути воспитания тех или иных качеств /5/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8