Рефераты. Формы внеклассной работы по литературному краеведению

что хоть смутно стала понимать общий смысл прочитанно-го. И тут-то она ощутила всю неотразимую сладость книг и безвозвратно отдалась им... уносилась на крыльях вообра жения, как на ковре-самолете, в неведомые края.» Далее писатель рассказывает о том, как его героиня приобрела вкус к серьезному чтению. Эта история привлекает точно-стью психологических характеристик юного человека, овла-девающего трудным искусством чтения, да еще не на род-ном языке.

Обращение М. Горького, и рассказ Т. Керашева неприменно вызовут душевный отклик у юных читателей.

Учитель подчеркивает две мысли М. Горького о значении книги: книга помогает больше узнать, открывая новый мир, книга учит любить и ува-жать людей, т. е. чувствовать. Знать и чувствовать.

3. Задание: Послушать выразительное чтение учителем отрывка из 3-й части романа «Дорога к счастью» и ска-зать, какой момент особенно понравился и почему?

4. Задание; Найти и выразительно прочитать в этом отрывке строчки, перекликающиеся с мыслями М. Горького о книге («мир оказался ошеломляюще велик и чудесен»... «уносилась на крыльях воображения»... «пыталась открыть тайные родники порывов и надежд человеческой души» и др.). Тексты отрывка из романа Т. Керашева на адыгей-ском или в переводе на русский язык учитель готовит зара-нее.

5. Беседа: Расскажите, как Нафисет училась читать по-русски. Как вы понимаете выражение: «Она приобрела вкус к серьезному чтению»? Докажите на примерах из рассказа.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на то, что М. Горький очень кратко, без примеров, сказал о значении книги--окна в новый мир, а Т. Керашев показал девочку Нафисет, которая заглянула в это окно. Писатели по-разному говорят об одном и том же, потому что у них разные цели. М. Горький прямо призывает читателя любить книгу, а Т. Керашев делает это примером своей героини. А вот поэт Р. Гамзатов о значении книги сказал коротко и тоже поэтично:

«Страница здесь похожа на окно:. Открывшему увидеть мир дано».

Учитель предлагает выучить те высказывания о роли книги, которые детям больше всего понравились у М. Горь-кого, Т. Керашева и Р. Гамзатова.

Сложно формировать на материале русской литературы с привлечением отрывка из повести Т. Керашева «Дочь шапсугов»--«анч.ок поймал медведя», в котором повествуется о народном герое Хатхе Мхамете и юном Анчоке, сыне доблестно погибшего в Бзиюкской битве Моса. Главы романа Д. Костанова «Мос Шовгенов» и повести К. Жанэ «Хусен Андрухаев» знакомят учащихся с понятием героического характера литературного героя..

В рассказе Т. Керашева «Сестра партизана» прослежены истоки героического характера, что поможет учителю убедительнее раскрыть типичность героя «Повести о настоящем человеке», несмотря на кажу-щуюся его исключительность.

Возможно самостоятельное выполнение учащимися таких, например, заданий:

1. Сравните стихотворения К. Кулиева «Руки» и К. Жанэ «Я славлю руки человека». Есть ли между ними сходст-во и чем они отличаются?

2. Чем близки и чем отличаются «Дубровский» А. С. Пушкина и «Абрек» Т. Керашева?

К. Жанэ рассказывает сначала, как в ауле чествуют знатного человека, и заканчивает свое стихотворение сло-вами: «Слава вам! Славлю вас, руки людские! Женские руки, руки мужские! Все, что хорошего в мире от века,-- все это дело рук человека!» Стихотворение К. Жанэ все написано о добрых руках, а у К. Кулиева противопоставляются «руки палачей и руки мастеров», но главная мысль--тоже прославление добрых рук» (Нальбий К)

Как видим, учащиеся улавливают смысловое сходство и различие стихотворений в способах выражения идеи. Прием сопоставления помогает это увидеть.

Таким образом, изучение двух литератур в их контактных и типологических связях заключает широкие возмож-ности литературного развития учащихся.

2.2. Клубы

Литературное краеведение в школьном литературном клубе -- часть его работы, тем не менее оно занимает довольно зна-чительное место. Поездки учащихся литературно-краеведчес-кого характера классифицируются следующим образом: 1) по-ездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования; 2) поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие ха-рактер экскурсии; 3) поездки с целью пропаганды творчества писателя.

На практике все эти вида литературного краеве-дения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляют-ся в путь, ставя перед собой только одну из указанных за-дач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, опреде-ляющей, остальные решаются попутно.

Пример работы одного из литературных клубов. Ребята решили провести краеведческую работу по творческим местам В.В. Маяковского. Они посетили дом-музей в селе Маяковски, где встречались с Н. К. Кучухидзе и литературо-ведом Г. В. Бебутовым.. В музее рассматривали фотографии, предметы быта в доме Маяковских, виды Багдади, Кутаиси, обложки тетрадей Мая-ковского-гимназиста, табели его оценок, копии документов, групповые фотографии гимназистов и преподавателей. Учащиеся привезли образцы старой грузинской посуды, подобной той, какая была в семье Маяковских. Они разыскали товарища Маяков-ского по гимназии и записали его воспоминания.

В селе Маяковски наши учащиеся были гостями местных школьников, ребята подружились, был устроен совместный вечер, где наши и грузинские дети читали стихи любимого поэта.

Несколько иной характер носили экспедиции в Ленинград, Ярославль, Калинин, Тулу, Ростов, Одессу, Смоленск, Минск. Основная цель была -- собрать материалы о пребывании Маяков-ского в этих местах. Это выполнялось в первую очередь. И порой приводило к неожиданному и очень важному результату, как это было, например, во время литературной экспедиции в Одессу. Ребята вместе с учительницей Мариной Анатольевной Селезне-вой обнаружили, что в «Литературной хронике» В. А. Катаняна не указано выступление Маяковского 20 января 1914 года в литературно-артистическом клубе. И еще одну поправку они внесли: 22 февраля 1924 года Маяковский выступал не в театре имени Луначарского, а в театре имени Т. Г. Шевченко. Поправ-ки были учтены при переиздании книги В. А. Катаняна, и в спе-циальном примечании редактор А. Парнис поблагодарил «акти-вистов клуба при школе им. В. В. Маяковского № 79 Москвы».

Одновременно с исследовательской в литературных экспеди-циях ставилась и цель экскурсионная, но связанная с литературой, с ее памятными ме-стами, мимо которых, находясь на месте, пройти было бы про-сто грешно. Поэтому, будучи В.Ленинграде, учащиеся побывали на Мойке, в музее-квартире Пушкина, и на Литейном проспекте у Некрасова (в здании «Современника»), и на Волковом кладбище, и в местах, связанных с Достоевским. Были в Ярославле-- съездили и в Карабиху, в Калинине--в Берново, в Туле--в Ясную Поляну. Это не отступление от Маяковского, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно-воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.

Поездки на слеты и конференции также носили определен-ный экскурсионный характер. Например, поездка на слет лите-ратурных краеведов в Пушкинские Горы. Там учащиеся рассказывали о своем клубе, о работе в нем, экспонировали передвижную выставку, выступали с художест-венным чтением, они достойно представляли свою школу, но эта поездка была для них и наградой: они побывали у Пушкина.

Поездка на слет в Архангельск дала учащимся возможность оказаться на борту газотурбохода «Теодор Нетте». Еще ездили на слет в Бердянск, где приобрели много друзей-маяковцев (но специально литературных экскурсий там, к сожалению, не было).

Говоря о литературно-краеведческой работе школьного клуба, мы до сих пор отмечали только поездки, экс-педиции. Однако литературное краеведение включает в себя также исследование пребывания писателя, его творческой жизни непосредственно в том городе или селе, где находится школа. В литературную экспедицию можно отправиться и пешком, и на общественном транспорте. Дело в том, что в Майкопе был М. Горький. Даже сохранились первозданным те места, где он пребывал. И если учитель сможет заинтересовать ребят, то, организуя литературный кружок, можно собрать великолепный материал о пребывании писателя в нашем городе .А проделав эту работу, можно провести в школе вечер, предоставив своеобразный отчет о проделанной работе. Я думаю, что всем учащимся будет интересно услышать об этом, и они уже по другому отнесутся к творчеству этого писателя.

Литературное краеведение и должно быть направлено прежде все-го на изучение литературной жизни, на сбор материалов о ней непосредственно там, где находится школа. Поездки же -- это вто-рой этап, задача которого -- пополнить, расширить запас сведений и соответственно материалов.

Н. И. Кудряшев в статье «О взаимосвязи методов обучения в процессе преподавания литературы»[5,71] писал: «Искусство общения учителя с учениками проявляется и тогда, когда выдвигается проблемный вопрос, проблемное задание, требующее от школьников овладения не только новым знанием, но и новым умением. Ответственность учителя и степень умения учить школьников не уменьшаются, а увеличиваются, когда он дает им задания, требующие самостоя-тельного собирания и анализа материала, умения его обобщить».

Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в аль-бомах.

Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, вит-рин.

Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и особо--к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие.

Итак, литературное краеведение является неизбежным компонентом работы школьного литературного клуба. Более того, во многих музеях оно является главной формой работы, определяющей профиль музея, например в музее «Лер-монтов в Москве» в 320-й школе Москвы, в музее, отражающем пребывание многих писателей на Алтае, в 27-й школе Барнаула. Множество музеев так и называется--литературно-краевед-ческие. Думается, что в основу развития школьных литератур-ных клубов должно быть положено прежде всего лите-ратурное краеведение, заключающееся в изучении литератур-ной жизни своего края.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литера-турного клуба--клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию уча-щихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.

Это могут быть устные воспоминания современников писа-теля, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечи-ваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал и т. д. Это может быть рассказ о каком-то событии, об истории создания того или иного литературного произведения, об атмосфере, в которой жил писатель, о его друзьях и вообще об окру-жении. Большую роль играет атмосфера дружеского расположения и внимания со стороны учащихся к выступавшим и психологи-ческий эмоциональный настрой у всех гостей, которые подни-маются в актовый зал обычно после осмотра музея, в той или иной степени растроганные и взволнованные, во всяком случае определенным образом вдохновленные на рассказ, на чтение стихов. Это очень важно--чтобы рассказчик был «в уда-ре». Часто выступление монологическое переходит в диалог, в беседу, рассказчик испытывает потребность задать вопрос учащимся, попросить их рассказать кратко о чем-то. Таким обра-зом, возникает общение, а это уже не просто присутствие учащихся на вечере, мероприятие, где можно слушать, а можно и пропускать все мимо ушей,--это активизация, т. е. гарантия прочного усвое-ния знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.