Рефераты. Формирование нравственной культуры старших школьников

К окончанию школы большая часть юношей и девушек пред-ставляет собой людей, практически нравственно сформирован-ных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, ко-торая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новооб-разование детства.


3. Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников.

На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:

1.Выбор содержания нравственного воспитания;

2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств;

3.Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Охарактеризуем каждое из них.

1. Выбор содержания нравственного воспитания.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъ-являются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его мо-рального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неук-
лонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. На-пример, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное до-стояние и природу, быть преданным родине, поддерживать досто-инство и честь других людей, проявлять коллективизм, правди-вость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила опре-деляют те нравственные отношения, которые человек должен про-являть к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно-шений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирова-ние следующих моральных отношений.

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и пер-спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри
страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свобо-де народов;

б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное
благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным- ценнос-тям: забота о сохранении и умножении общественного достояния,
бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; чест-ность и правдивость; простота и скромность в общественной и лич-ной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных, отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна при-держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по-ведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориенти-роваться не только в его содержании. Не менее важно детально ос-мыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем пове-дений и жизни придерживается моральных норм и правил и выпол-няет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуж-дения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в общест-ве. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, де-мократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполня-ла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общест-венным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В. Гоголь, когда утверж-дал: «Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное как внутренний категорический императив (от лат. impendvus -- повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеа-лы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «по-ступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответству-ющих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках -- сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние, -- пишет Чингиз Айтма-тов, -- одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозре-ния, которые достигаются через осознание вины -- в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?» Все это показыва-ет, что нравственное развитие личности невозможно без формирова-ния ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

2. Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств.

Рассматривая содержание нравственного воспита-ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро-ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятель-ностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой со-знательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положи-тельных моральных отношений в системе организуемой в школе разнооб-разной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, фор-мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на-выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической дея-тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф-фективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личнос-ти, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведе-ния в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личност-ные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенство-вать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного ми-ровоззрения, патриотизм и культура межнациональных отноше-ний, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дис-циплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходи-мо -- и это опять-таки уже отмечалось во вступлении -- формировать у учащихся соответствующую потребностно - мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

3. Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.

При столкновении старших школьников с проблемой нравственного самосо-вершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множе-ством противоречий и проблем. Одна из них -- стремление де-тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В совре-менных социальных условиях такое стремление часто сталкива-ется с прагматической ориентацией, порождаемой экономиче-скими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в част-ности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романти-ческая ориентация предполагает уединение, прагматическая -- активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, вто-рой -- борьба. Перечень антиномий чисто нравственного харак-тера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы про-должить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей -- романтической или прагмати-ческой -- в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время и нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого -- начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Итак, выводом может послужить следующее.

Эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Я перечислила ряд норм, правил и требований, которых должна при-держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по-ведения. Это, например, преданность родине, добросовестный труд, охрана природы, гуманность, честность и правдивость. При этом важно, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся фор-мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на-выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической дея-тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф-фективно формировать нравственные отношения.

Также для эффективного формирования нравственной культуры важное значение имеет активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.

Первейшая задача воспитателя, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать юношам и девушкам, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом; что можно быть расчётливым, но при этом оставаться нравственным человеком.

Заключение.

В процес-се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы, должны быть определенным об-разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен-ным нормам, правилам и требованиям.

Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждо-го его члена. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. В данной работе я попыталась выявить условия, необходимые для эффективного формирования нравственности старших школьников. Именно на этот возраст приходится становление нравственного самосознания личности.

На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от следующих условий: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.

Список использованной литературы.

1. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

2. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. - 213с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.

4. Харламов М.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 519с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528с.:ил.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.- 944с.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.

8. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х т. М., 1979.

9. Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940.

10. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

11. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

12. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - 2-е изд. - Просвещение, 1991.- 193с.

13. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. - 640 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.