Рефераты. Формирование нравственной культуры старших школьников

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчерк-нем, что они связывались главным образом с тем, что только нрав-ственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского фи-лософа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравст-венное воспитание он считал главной задачей детского воспита-тельного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». (Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133.)

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в вос-стании» он писал:

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городни-чего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое пос-ледствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспита-ния, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 429, 431)

По всему вышесказанному можно сделать следующий вывод.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали. При этом мораль - не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.

Если педагоги-классики признавали огромную роль нравст-венности в развитии и формировании личности, тем большее зна-чение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждо-го его члена.

2. Возрастные особенности старших школьников.

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб-ные заведения -- гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа-цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав-ное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профес-сии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктует-ся самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и на-правляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная актив-ность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная пси-хология ставит вопрос об автономии выросших детей кон-кретно, разграничивая поведенческую автономию (потреб-ность и право юноши самостоятельно решать лично его каса-ющиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и пра-во иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (по-требность и право на собственные взгляды и фактическое на-личие таковых» . Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представля-ет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отно-шений любви. «Неформальные взаимоотношения старшекласс-ников приобретают все большую ценность», отмечает М.Ю. Кон-дратьев, они «играют роль своего рода испытательного "полиго-на", на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика буду-щей "взрослой" жизни» .

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у школьников 10--11 классов немало детскости. Многие из них у порога оконча-ния школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору
своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей ре-шаются однозначно положительно. Образно говоря, если под-росток -- это в основном еще полуребенок, то юноша -- более чем наполовину взрослый.

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного

самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали -- конвенциональный (по Л. Колбергу).

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благо-даря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и воп-росы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связан-ные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установле-нием интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возра-сте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значи-мые взрослые -- учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и де-вушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрос-лые люди. Такими источниками становятся реальные, много-образные и сложные человеческие отношения, научная и попу-лярная, художественная и публицистическая литература, про-изведения искусства, печать, телевидение и т.п.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципно-сти, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопро-сов, правильность решения которых выходит за пределы лич-ных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Заметим, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на то, что по своим взглядам и поведению они мало чем отли-чаются от юношей и девушек, живших много веков назад, при-сущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, го-раздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продол-жающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юно-шей и девушек такую психологию, которая во многом отлича-ется от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем мораль-но-этического характера, и самостоятельность -- хотя и не всегда правильность -- суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных про-блем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учите-лей и родителей, их критика и т.п.).

Для современных старшеклассников честность уже не вы-ступает в ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций типа: «никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду». Большинство юношей девушек нынешнею поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разум-ный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: «справедливо -- это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «От каждого -- по возможностям, каждому'-- по его делам или ре-альному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип поря-дочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических пози-циях, когда исходя из него оцениваются действительные по-ступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Осо-бенно полно данный принцип проявляется в отношениях стар-шеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девуш-ки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.

Итак, выводом ко всему вышесказанному может служить следующее. Рассматриваемый мной период ранней юности - время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки - это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.