Рефераты. Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще все-го основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, получен-ные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изу-чаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изу-чаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются.

4. Принципы формирования экологического мышления: воспитательный аспект

Реформа общеобразовательной школы ориентирует школь-ную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и пове-дение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпи-мость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Воспитательные задачи предполагают формирование:

ь потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

ь установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природо-пользования;

ь убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

ь потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обу-чением школьника, решением ряда общеобразовательных задач, ко-торые включают в себя формирование:

ь системы знаний о единстве человека, общества и природы и спо-собах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства;

ь системы идеологических, нравственных и эстетических экологи-ческих ценностных ориентации;

ь умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;

ь умений использовать знания о способах охраны природы и береж-ного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропаган-дистской деятельности.

В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания.

Единство познания, переживания, действия. Этот принцип отра-жает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения лично-сти к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предпола-гает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодей-ствии человека, общества и природной среды с чувственным восприя-тием его результатов. Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой. Формируясь на основе опыта, они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности, мотивы поведения.

Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание, чувства, волю учащихся, но и организо-вывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятель-ности, моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде.

Принцип прогностичности на практике в первую очередь предпо-лагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей - повседневной за-боты каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две сто-роны единого процесса взаимодействия человека с природной сре-дой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомле-ние с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей дея-тельностью преобразуют эту среду.

Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не толь-ко знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные для школьников способы научного ис-следования.

Взаимосвязь глобального, национального и локального (краевед-ческого) уровней экологических проблем; реализация этого принци-па усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия чело-века со средой обитания и трудовой деятельности. Это требует вклю-чения в содержание различных учебных предметов таких фактов, понятий, закономерностей, которые бы позволили ученику сопостав-лять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными, если они не могут конкрети-зировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте, где он живет и трудится. Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюде-нию экологически целесообразных ограничений в личном поведении. Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни.

Междисциплинарный подход - один из руководящих принципов экологического образования. Объективной предпосылкой междисциплинарного подхода явля-ется интеграция научного знания. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой одну из магистральных тенденций развития современного научного позна-ния. Формирование ответственного отношения к природе, в основе которого лежит понимание ее универсальной ценности, не может происходить в рамках только отдельного учебного предмета. Экологическое образование должно способ-ствовать преодолению разобщенности учебных предметов за счет интегрированного характера своего содержания.

В условиях школьного образования такой подход получает свое отражение в системе межпредметных связей, которые рассматрива-ются в дидактике как один из принципов и как условие, позволяющее вычленять наиболее ценные для формирования мировоззрения учащихся обобщенные компоненты образования. Актуальность меж-предметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного ме-тода познания.

Междисциплинарность применительно к экологическому образо-ванию употребляется в широком смысле. Она распространяется на процесс не только обучения, но и воспитания. Все это содействует вычленению главного содержания экологического образования (по-знавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспек-тов), его распределению в отдельных учебных предметах.

Целенаправленность общения школьников с окружающей средой. Подлинно экологичное отношение к природе связано с развитием чув-ственно-эмоциональной сферы личности и требует упражнения в практических действиях. Эти действия могут правильно реализовы-ваться лишь при педагогически организованных ситуациях взаимо-действия школьников как с природной средой, так и с людьми, осу-ществляющими различные виды природопользования. Такое обще-ние осуществляется в ходе познавательной, игровой, организацион-но-практической, трудовой и других видов дея-тельности. Содержательная сторона этой деятельности основывает-ся на требованиях учебных программ по природоведению, физичес-кой и экономической географии, биологии, химии, касающихся умений определять объекты природы, устанавливать связи между ними; владеть способами фиксации и оформления результатов измерений, определений, наблюдений; изучать и оценивать деятель-ность человека.

Таким образом, психолого-педагогические основы формиро-вания ответственного отношения школьника к природе включают в себя:

ь единство целей, задач и принципов экологического образования;

ь определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;

ь конкретизацию цели экологического образования в системе воспита-тельных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;

ь раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания;

ь обоснование специфических для экологического образования принципов;

ь раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;

ь характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.

Заключение

Познавательные интересы младших школьников не устой-чивы и не дифференцированы. Они находятся в стадии раз-вития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновре-менно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить вре-мя для интенсивного формирования этих важных черт лич-ности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обуче-ния, воспитания и развития условия, которые бы наиболее ак-тивно способствовали становлению личности школьника.

Формирование экологической культуры отношения к окружаю-щей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педа-гогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие цен-ностных ориентации, практических умений по охране природы, же-лания и воли для осуществления конкретных экологически грамот-ных и социально значимых поступков.

Экологическое мышление - одна из характеристик лич-ностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельно-му анализу взаимодействия общества и природы, творческом мыш-лении, в решении задач оптимизации природопользования.

Экологическая воспитанность согласуется с высокими граждан-скими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением мораль-ных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспита-тельном отношении трудовые задания по изучению, оценке состоя-ния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями.

Обеспечение единства всех сторон воспитания - социально-полити-ческой, нравственно-эстетической и трудовой - предполагает фор-мирование отношения к природе в тесной связи с отношением к лю-дям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества.

Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышле-ния в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей.

Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профес-сий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся.

Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников при-роды), поддержание оптимального состояния природной среды (за-щита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка терри-торий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользо-вания.

Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодей-ствии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания.

Формирование экологического сознания школьников спо-собствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с произ-водительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Про-блемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т.п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников.

Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от со-держания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное со-четание форм и методов работы с детьми.

Список использованных источников

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. - М.: Просвещение, 1988.

2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М., 1981.

3. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. - М., 1953.

4. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. - М., 1972.

5. Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимо-действия общества и природы. //Философские проблемы глобальной экологии. - М.,1983.

6. Горощенко В. П., Степанов И.А. Методика преподава-ния природоведения. - М.: Просвещение, 1984.

7. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. - Ташкент, 1987.

8. Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. - М., 1988.

9. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996.

10. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета,1980.

11. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: СПИ, 1983.

12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения. T.1. - М., 1979.

13. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968.

14. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспи-тания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. - М., 1983.

15. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко. - М., 1984.

16. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. 2-е изд., дополн. - М., 1954.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.