Рефераты. Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

3

Педагогический институт

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра психологии и педагогики начальных классов

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Выполнила:

студентка 3 курса факультета методики начального обучения

спец. учитель начальных классов

****************

Саратов - 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Возможности воспитывающего и развивающего

обучения природоведению …………………………………………... 6

2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных

классах …………………………………………………………………….. 11

3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с

окружающим миром …………………………………………………... 16

4. Принципы формирования экологического мышления:

воспитательный аспект ……………………………………………….. 22

Заключение …………….……………...…………………………………….. 27

Список использованных источников ………………………………….. 30

Введение

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь-ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном вос-питательном значении материалистических представлений была сформули-рована А.И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естество-ведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение приро-ды...» Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. - М., 1972. С. 236..

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило сред-ством формирования его мировоззрения. Природоведческое образова-ние стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природ-ный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, эти-ческих, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности до-школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специаль-ной организации обучения приносит положительные результаты в разви-тии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положитель-ное воздействие природы на психику детей, на всесторон-нее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - на-глядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает воз-можность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изучен-ные виды под один род»11 Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968. С. 207.

Наши психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Анань-ев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблин-ская, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, раз-витием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и раз-вития в дидактическом плане лабораторией, которой руко-водил Л.В. Занков. В исследованиях этой лаборатории ут-верждается, что обучение, направленное только на усвое-ние знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.

Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы-явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото-рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.

Еще А.Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на уста-новление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.

Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих по-строений предмета. Эта основа принята и в новых програм-мах современной школы.

Ввиду комплексного содержания предмета природове-дения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.

Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отно-шения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисцип-лин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к приро-де.

Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отно-шения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

1. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио-нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети-ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес - наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень-ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль-шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф-ференцируют свои действия и действия других по степени значи-мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде-ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба-тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ-ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведени-ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек - часть природы»; «Надо стремиться пре-вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен-ности.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно-образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми-руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж-дого человека. Этим значение предмета не ограничива-ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо-нентами неживой и живой природы, в объяснении влия-ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь-зованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста-ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты-вает и развивает детей.

Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка-честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по-ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от-ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За-дача учителя - вовремя заметить эти отрицательные чер-точки, а главное - предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие-мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы-полняемую работу.

Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.