Рефераты. Домашние задания и развитие творческих способностей учащихся с помощью домашних заданий

Правильно поставленное и оцененное домашнее задание - основа для поисков резервов в собственном уроке. Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся. Они являются необходимым средством для подготовки конкретного урока с учётом достигнутых результатов.

Обращаясь к педагогическому воздействию домашних заданий, хочу повторить: каким бы способом мы с вами не проверяли выполнение работы, критерием остаётся мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание или нет.

9. Что и как оценивать?

Здесь пойдёт речь о проблеме: за каждое ли домашнее задание выставляется отметка? Из неё вытекают вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую учитель проверил, за неё должна быть выставлена оценка, иногда - как часть отметки за урок, иногда - как самостоятельная. Если это дифференцируемая работа, то оценку выставить обязательно, и в то же время «плохую» отметку не обязательно выставлять. Но если учитель не уверен, что работа была выполнена самостоятельно, что использовался «решебник», которых по всем предметам сейчас хватает, то оценку можно поставить, но выставлять в журнал не обязательно. Если я задаю домашнюю контрольную работу на месяц, потом проверяю её, и обязательно выделяю время для защиты своей работы: каждому ученику даётся 3-4 задания из данной работы, а они их должны решить быстро и правильно. Так как в контрольной работе заданий 30 - 40, то какое именно достанется ученику, угадать сложно. По результатам данной защиты я выставляю оценку в журнал.

Если ученик пришёл на урок с невыполненным домашним заданием, то в первую очередь я выясняю причину, по которой ученик не смог сделать задание, и лишь затем решаю вопрос с отметкой. Не исключено, что я и сама виновата в этом. Коллектив класса должен воспринимать оценку как справедливую, поэтому во всём надо сначала разобраться, а потом уже принимать меры.

И ещё несколько советов:

Ш с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ш используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ш определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ш если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ш добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

К сожалению, в практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием: предпочтение отдаётся связанным с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям. Этим мы ограничиваем возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.

Поиск путей совершенствования организации домашней работы привёл к необходимости использования системы домашних заданий по выбору и творческих заданий. Приведу примеры таких заданий:

1. Составляю набор заданий из 4-5 задач и теоретического материала. Обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются так, чтобы их сложность постепенно нарастала. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.

2. Для индивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задач различной сложности, целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.

3. Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.

4. Предлагается двум ученикам самостоятельное домашнее исследование. Это может быть одна и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через две недели представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок - бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивое решение, вот тут и срабатывает творчество.

5. Я предлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения и есть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождение значения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получат правильный ответ. Это хорошо работает в 5 - 6 классах.

6. На уроках геометрии при изучении темы «Движения» я предлагаю ученикам нарисовать рисунок и отобразить его относительно прямой. Сколько же способов они находят: на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!

7. С приходом в школы компьютерных технологий даю некоторым ученикам, у которых есть компьютер дома, изобразить графики функций с модулями. Потом просматриваем всем классом и выбираем наиболее точные, красивые работы. Такие задания выбирают чаще мальчики, даже которые «не дружат» с математикой.

8. Предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире.

9. Нарисовать прямоугольник 3 на 4 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом двенадцатую. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.

10. Написание собственной математической сказки, былины, рассказа, увлекательной истории. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось построение геометрических фигур, как найти расстояние между скрещивающимися прямыми и.т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.

11. Можно предложить ученикам дома подготовить вопросы автору теоремы, статьи журнала, учебника, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.

12. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например, деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площади многоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики, паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров в определённом количестве, второй - рассчитать, сколько надо плиток, а третьей - проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько и каких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнит правильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждому ученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будет делать. Это очень хороший пример коллективного творчества.

13. Можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.

14. Очень часто я применяю в 5 - 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовую задачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжет задачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7 класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства, тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любят такие задания.

15. Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением разгадывают кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить и самим ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы. Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время на уроке).

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле творческие задания - незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Список литературы

1. «Конструирование современного урока математики», С.Г. Манвелов, Москва, «Просвещение», 2002.

2. «Формы учебной работы в средней школе», И.М. Чередов, Москва, «Просвещение», 1988.

3. «Спасибо за урок, дети!», А.А. Окунев, Москва, «Просвещение», 1988.

4. «Домашние задания», Х. Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989.

5. «Как решать задачу?», Д. Пойа, Москва, Гос. учебно-педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1961.

6. «Даю уроки математики», А.П. Карп, Москва, «Просвещение», 1992.

7. «Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.

Приложение

Домашняя работа в 5 классе по теме: «Деление». Вариант 1.

1. Вычислите: (77792: 374 - 89) · 407.

2. Выполните деление с остатком: а) 7321: 10; б) 65049: 78.

3. Найдите:

а) делимое, если делитель равен 7, неполное частное - 12, а остаток - 3;

б) делитель, если делимое равно 137, неполное частное - 19, а остаток - 4.

4. От двух станций, расстояние между которыми 640 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого из них - 68 км/ч, скорость второго на 8 км/ч меньше. Какое расстояние прошёл до встречи поезд, двигавшийся с меньшей скоростью?

5. При каком значении k корень уравнения kх + 12 = 47 равен 5?

Домашний тест.

Вариант 1. Единицы измерения площадей.

1. Найти площадь квадрата со стороной 11 см.

1) 44 см2; 2) 121 см2; 3) 22 см2; 4) 121 см.

2. Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.

1) 24 см2; 2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.

3. Найти периметр прямоугольника, площадь которого равна 36 см2, а одна из сторон - 9 см.

1) 4 см; 2) 324 см; 3) 13 см; 4) 26 см.

4. Найти площадь фигуры.

1) 14 см2; 2) 35 см2; 3) 26 см2; 4) 27 см2.

Домашний тест «Геометрическая прогрессия». Вариант 2.

А1. Какая из последовательностей чисел является геометрической прогрессией?

1) 2; 4; 6; 8; 10; 12… 2) ?; - 1/3; 1/4; -1/5; 1/6; -1/7…

2) 3) 1; -3; 9; -27; 81; -243. 4) -2; 0; 0; 0; 0…

А2. Дана геометрическая прогрессия. Найдите b6, если b1 = -8, q = ?.

1) 1/4; 2) - 1/4; 3) -1/8; 4) 1/8.

А3. Последовательность b1; b2; -5; b4; b5; -135 - геометрическая прогрессия. Найдите b5.

1) -15; 2) -45; 3) 45; 4) 15.

А4. Найдите сумму первых семи членов геометрической прогрессии (bn): -1; ?;…

1) -127; 2) ; 3) ; 4) .

А5. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии (bn): -2; - 2/3; …

1) 0,5; 2) -1,5; 4) 1,2; 4) 1,5.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.