Рефераты. Динамика представления о стиле межличностных отношений психолога

По данным таблицы 1, видно, что сдвиг в значениях в образе «Психолог» отсутствуют, а в образе «Актуальное -Я» присутствуют лишь по 3 (р = 0,13285) и 6 (р = 0,08792) шкалам. Это говорит о том, что в течение года у студентов - психологов увеличились показатели по октанте 3 (прямолинейный - агрессивный) и снизились по октанте 6 (зависимый - послушный).

Нами доказано, что после 1 года обучения у студентов второго курса не произошло значимых изменений в образе «Психолог». Но произошли изменения в образе «Я - Актуальное » по таким стилям межличностных отношений, как прямолинейный - агрессивный и зависимый - послушный.

2.3 Выводы

Первое обследование показало, что у первокурсников есть значимые различия между образами «Актуальное-Я» и «Психолог» по 1 (лидерство - властность деспотичность), 4 (скептицизм упрямство - негативизм), 5 (уступчивость - кротость - пассивная подчиненность), 6 (доверчивость послушность - зависимость) и 8 (отзывчивость -- бескорыстие -- жертвенность) октантам.

По итогам второго обследования мы получили, что профиль психолога не имеет значимых различий, с профилем после первого обследования, а в профиле «Актуальное - Я» присутствуют изменения по шкалам 2 (уверенность в себе - самоуверенность самовлюбленность), 6 (доверчивость послушность - зависимость) и 7 (добросердечие несамостоятельность -- чрезмерный конформизм). По шкалам 2 и 6 изменения произошли от больших значений к меньшим, а по шкале 7 показатели увеличились. Высокие показатели по шкале 7 отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение. То есть у студентов первого курса есть потребности в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Значимые различия между образами «Актуальное - Я» и «Психолог» присутствуют по 2 (уверенность в себе - самоуверенность самовлюбленность), 5 (уступчивость - кротость - пассивная подчиненность) и 6 (доверчивость послушность - зависимость) октантам.

По итогам третьего обследования установлено, что у студентов после каникул снова изменились представления о собственном стиле отношений, а образ стиля межличностных отношений психолога остался прежним. Так же установлено, что значимые различия между двумя образами присутствуют по всем шкалам, кроме шкалы 2 (уверенность в себе - самоуверенность самовлюбленность).

Анализ полученных экспериментальных данных всех трех обследований привел нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. Результаты по шкале 3 (прямолинейный - агрессивный) увеличились, по шкале 6 (зависимый - послушный) снизились. Важно отметить, что наиболее выраженные изменения в профиле «Актуальное - Я» произошли после летних каникул.

Заключение

Проблема формирования стиля межличностных отношений у психологов в период обучения является ведущей в нашей работе. Результатом теоретического анализа стали выводы о том, что профессиональное становление психолога, это длительный процесс. Профессионально важными личностными качествами были признаны: хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимательность, аналитический ум, развитая словесно-логическая и образная память. Нами был использован адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Данная методика направлена на диагностику интерперсональных отношений и свойств личности, которые являются существенными при взаимодействии с другими людьми. Группу испытуемых обследовали три раза. Дважды на первом курсе (вначале и конце года) и один раз на втором (вначале года).

Результаты анализа полученных экспериментальных данных всех трех обследований привели нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. В течение года показатели по таким шкалам, как: «Уверенность в себе», «Добросердечие - несамостоятельность», и «Доверчивость - послушность» увеличились. А по итогам третьего обследования (после летних каникул) выросли показатели по шкалам: «Агрессивность», и «Подозрительность», а по шкалам «Альтруистичности» и «Дружелюбия» снизились.

Главным, для студентов является стремление выработать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, а также выработать профессиональную идентичность и профессионально-важные личностные качества.

На наш взгляд следует продолжить данное исследование по следующим направлениям:

- изучение динамики стиля межличностных отношений у студентов-психологов в течение всего периода обучения в ИАТЭ

- лонгитюдное исследование развития профессионально-важных личностных качеств у студентов - психологов;

- разработка и проверка эффективности тренингов, обучающих программ по развитию коммуникативной компетентности у студентов - психологов.

Глоссарий

Ведущая деятельность -- деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Деятельность -- специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Коммуникация -- целенаправленный процесс передачи информации.

Компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Конгруэнтность - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей.

Межличностное отношение (личностное) - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Профессиограмма -- описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессионально важные качества -- качества человека, необходимые для успешного выполнения определенной трудовой деятельности.

Профессионально важные личностные качества -- личностные качества человека, необходимые для успешного выполнения определенной трудовой деятельности.

Психология -- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Стиль - способ осуществления, выполнения чего-либо, характерный совокупностью своеобразных приемов.

Библиография

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - С.-Пб., 2001.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - С.-Пб., 1999.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2000.

4. Большой психологический словарь//Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК 2004.

5. Психологическая диагностика детей и подростков //Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 1995.

6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С.-Пб., 2000.

7. Петровский А. В. Введение в психологию. -- Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.- М., 2004.

9. Мельницкая Т.Б Психологический практикум. Часть 1: Учебное пособие - Обнинск: ИАТЭ,2002.

10. Седин В.И. Экспериментальное исследование в психологии. - Обнинск, 2004.

11. Леонова Е.В. Методы статистической обработки психодиагностических данных. Часть 2 - Обнинск: ИАТЭ,2005.

12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.,2002

13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд-во Казанского ун-та, 1969.

14. Храмовой Е.Е. «Динамика представлений о стиле межличностных отношений психолога у первокурсников ИАТЭ специальности»// Дипломная работа - Обнинск: ИАТЭ 2008.

15. Горденко В.В. «Представление о стиле межличностных отношений психолога у первокурсников специальности «Психология» ИАТЭ»// Курсовая работа - Обнинск: ИАТЭ 2007.

16. http://www.neuro.net.ru

17. http://www.psy.msu.ru/about/kaf/industr.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Сводные таблицы данных по каждому обследованию группы.

Таблица 1 Результаты первого обследования по методике Т. Лири

ПЕРВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(14.09.2007)

Актуальное "Я"

Психолог

номер испыт.

1 октант

2 октант

3 октант

4 октант

5 октант

6 октант

7 октант

8 октант

1 октант

2 октант

3 октант

4 октант

5 октант

6октант

7октант

8октант

1

9

6

5

2

2

6

6

7

10

7

6

4

4

5

8

11

2

9

7

5

7

8

10

9

10

11

6

5

0

2

1

5

10

3

5

6

6

5

7

7

7

8

9

5

5

1

3

3

11

12

4

1

4

5

9

5

6

4

2

5

4

6

0

3

2

6

7

5

1

1

3

6

6

1

3

5

9

5

3

1

2

2

8

10

6

0

4

4

5

7

7

6

14

8

5

3

1

3

2

10

13

7

9

6

9

7

2

3

7

8

7

3

0

0

0

1

3

9

8

5

1

3

0

2

3

4

2

2

1

0

0

2

1

3

2

9

5

3

3

1

5

4

8

8

6

1

2

0

3

4

6

7

10

5

5

3

3

4

5

4

6

3

1

2

1

1

2

5

6

11

6

6

6

4

4

7

6

8

3

4

2

1

3

1

7

7

12

5

4

1

1

7

7

8

8

7

4

5

1

2

4

6

10

13

12

11

7

5

2

1

4

5

8

3

5

1

3

2

9

8

14

6

7

6

4

10

7

9

4

13

7

8

3

0

6

9

13

15

4

5

5

7

5

3

5

13

10

5

4

0

0

3

13

11

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.