ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГА
У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ
КАФЕДРЫ «ПСИХОЛОГИЯ» ИАТЭ
Объект исследования: представления о стиле межличностного отношения психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Предмет исследования: динамика представления о стиле межличностного отношения психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Цель исследования: изучить динамику представления о стиле межличностных отношений психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Гипотеза: Представления о стиле межличностных отношений психолога у студентов специальности «Психология» на протяжении первых двух лет обучения остаются стабильными и неизменными.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме развития стиля межличностных отношений при подготовке психолога в ВУЗе.
2. Выбрать и теоретически обосновать методику диагностики стиля межличностных отношений.
3. Описать план экспериментальной работы по диагностике стиля межличностных отношений второго курса.
4. Экспериментально изучить представления студентов второго курса о стиле межличностных отношений психолога.
5. Провести сравнительный анализ полученных результатов и результатов исследования в прошлом году.
6. Сделать выводы по полученным результатам.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, психодиагностические методы, метод констатирующего эксперимента, статистические методы.
Методологическая основа исследования: концепция профессионального становления психолога Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, концепция к пониманию личности Т. Лири, концепция типа профессий Е.Е. Климова.
База исследования: Кафедра психологии ИАТЭ
Проблемой выбора профессии очень актуальна в наше время. К сожалению, сейчас основными критериями выбора профессии является не только желание способности самого обучающегося, но и социально-экономический уровень родителей. Очень важно, чтобы будущие студенты еще в школе сформировали навыки овладения знаниями и положительное отношение к учебе. Так как стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы. Немало важным является процесс самоопределения будущих студентов. Этот многоступенчатый процесс, можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда -- с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. [14] В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности) и что от него хочет или ждет коллектив.
Что касается профессионального самосознания, то здесь также приходится учитывать следующее: личность профессионала формируется вместе с развитием личности ученика-подростка, студента и уже работающего специалиста.
Профессиональное становление любого человека имеет, в целом, три стадии:
- допрофессиональное развитие. На этой стадии интенсивно идет биологическое и социальное развитие человека, что становится основой для его дальнейшего приобщения к труду, также происходит знакомство с конкретными профессиями;
- выбор профессии и профессиональная подготовка. Человек делает выбор в пользу конкретной профессии и направляет свою активность на овладение, при этом раскрываются способности и возможности человека, продолжается его личностное развитие;
- непосредственная трудовая деятельность. На этой стадии продолжается профессиональное развитие человека, он совершенствуется в своей профессии, достигаются различные уровни профессионализма, человек раскрывает свой потенциал.
Самой важной в профессиональном становлении является вторая стадия, так как именно здесь приобретаются основные знания, умения и навыки, которые являются главными в будущей практической деятельности профессионала.
Сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему интересов и ценностей, которые являются стержнем любой профессиональной деятельности, в том числе и психологической.
Наиболее всесторонне личность проявляет себя, когда пытается реализовать в деятельности свои лучшие силы, когда пытается найти и реализовать себя в сложном мире. Главный смысл не только профессионального образования, но и развития личности в целом сводится к тому, чтобы сориентироваться в основных идеях и ценностях общественных систем, где человеку приходится самоопределяться.
Так, в программе дисциплин на первом курсе, направленных на формирование профессионально-важных личностных качеств, есть такие дисциплины, как «Введение в профессию», «Психология общения», «Общая психология», «Психологический практикум». Уже на данном этапе у студентов-психологов формируется научное знание и представление по выбранной профессии, формируется культура профессионального общения, формируются теоретические основы психологической науки, а также конкретные знаниями, умениями и навыками работы с людьми.
На втором курсе количество специальных дисциплин увеличивается. Студенты получают знания по «Возрастной психологии», «Общей психологии», «Психологическому практикуму», «Психофизиологии».
Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы выделяют следующие этапы профессионального формирования индивидуального стиля деятельности психолога:
На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач.
На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления от нормативно-одобряемых образцов работы, здесь возникает общая идея работы по-своему, постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности. [8,с.407]
Как мы видим, профессиональное становление - это долгий, трудоемкий процесс. Профессия психолога относиться к системе «Человек - Человек», поэтому этот тип профессии, по Е.А.Климову», определяется следующими качествами: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей» [13, с.142].
Необходимо определить, какие же качества важны психологам профессионалам. Опираясь на мнение Т. Лири, можно определить основные профессионально-важные личностные качества психолога. Психолог должен уметь слушать, слышать и помогать человеку в соответствии с поставленной проблемой; проявлять уверенность в общение, а особенно при решение какой-либо проблемы, быть собранным; быть искренним, прямолинейным, но в то же время тактичным. Можно добавить, что профессионал в данной области деятельности должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, то есть с выраженной мотивацией достижения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6