Рефераты. Дидактика

Структура деятельности учителя:

· объяснение

· показ действий

· сообщение фактов

· приёмы, направленные на стимуляцию понимания материала учениками использование различных дидактических средств.

Структура деятельности ученика:

· восприятие информации

· осмысление и первичное запоминание учебного материала

· понимание учебного материала.

Репродуктивные методы обучения отличаются от объяснительно-иллюстративных ещё наличием таких элементов, как объяснение знаний учителем, запоминанием их учениками и последующее воспроизведение (репродукция) их. Необходимая прочность усвоения знаний достигается организацией многократного повторения. Эти методы играют важную роль на всех ступенях обучения и, особенно в начальной школе при выработке навыков чтения, письма, арифметических действий и др.

Структура деятельности учителя:

· опрос по ранее изученному материалу

· подбор и предложение учащимся различных видов упражнений

· показ образцов учебных действий и алгоритма решения задач

· формирование умений и навыков учебных действий.

Структура деятельности ученика:

· многократное воспроизведение знаний в разных контекстах

· выполнение заданий по образцу

· выполнение упражнений

· овладение приёмами решения типовых задач

· овладение алгоритмом решения типовых задач.

При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств. Часть знаний учитель сообщает ученикам, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач, поиска ответов на вопросы. Характерным методологическим приёмом является расчленение учителем поставленной задачи на ряд отдельных шагов, подзадач, которые ученики последовательно выполняют, поэтому этот метод обычно ещё называют частично поисковым.

Структура деятельности учителя:

· подведение учащихся к постановке задачи

· показ образцов рассуждений при выдвижении плана решения

· расчленение задачи на последовательские шаги

· эвристическая беседа.

Структура деятельности ученика:

· участие в эвристической беседе

· выдвижение плана решения задач

· овладение приёмами поисковых действий

· поиск путей решения задачи

При исследовательском методе обучения учитель вместе с учениками формулируют задачу, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в процессе исследования поставленной задачи и сравнения различных вариантов её решения. В ходе решения поставленных задач ученики овладевают методами научного познания, приобретают опыт исследовательской деятельности.

Структура деятельности учителя:

· предъявление учащимся учебных проблем

· постановка совместно с учащимися исследовательских задач

· организация исследовательской деятельности учащихся

Структура деятельности ученика:

· осознание учебной проблемы

· участие совместно с учителем и другими учениками в постановке исследовательских задач

· нахождение способов их решения

· освоение приемом решения исследовательских задач

эвристический и исследовательский методы обучения предусматривают высокую степень собственной познавательной деятельности учеников в самостоятельном добывании знаний, и обычно используется в старших классах в ограниченных размерах с учётом уровня подготовки учащихся. Однако имеющаяся тенденция перехода на личностно ориентированное обучение выдвигает такие методы в ряд актуальных. Использование этих методов обучения, а начальных классах, по мнению учителей, проблематично, однако можно вспомнить, что Ж. Пиаже в 11 лет опубликовал свою первую научную работу, посвящённую наблюдению за жизнью белок в женевском парке.

Согласно Ж. Пиаже (1896 - 1980), обучение подчинено законам развития и лишь даёт «пищу для познания». Он рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам.

Проблемный метод обучения стал широко использоваться с 60-х годов прошлого века после выхода монографии В. Оконя «Основы проблемного обучения», хотя исторически он восходит к «сократовским беседам».

Когда используют термин «проблемное обучение», то на том можно спекулировать, ведь у всех есть проблемы, есть они и в науке и в обучении, тогда можно говорить, что учителя применяют современные методы обучения. При этом часто забывается, что в основе проблемы всегда лежит противоречие. Если мы на учебных занятиях будем показывать, создавать противоречия, то мы и будем применять метод проблемного обучения.

Суть проблемного обучения - создание и разрешение на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит диалектическое противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного. Проблемное обучение можно представить схематически, как показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Схема метода проблемного обучения

Используя этот метод обучения, надо чётко представлять, что возникающее противоречие является обычно противоречием для учащихся, а не для учителя или науки, следовательно, в этом смысле оно субъективно, но так как противоречие возникает по отношению к обучаемому, то оно объективно.

Противоречия могут возникать и быть обусловлены свойствами субъекта, воспринимающего учебный материал, поэтому можно создавать проблемные ситуации, основанные на противоречиях, связанных с особенностями восприятия учебной информации. Их можно создавать на формальном или неглубоком понимании материала, сужении или расширении рамок применяемых формул и используемых законов и т.п.

Противоречие, если оно осознано учащимися, всегда активизирует их, задевает внутренние мотивы, побуждает задавать вопросы, искать решение, поэтому проблемное обучение - эффективное развивающее обучение. Оно позволяет вырабатывать у учащихся творческий подход к делу. В основе творчества всегда лежит вопрос, который сначала возникает внутри человека. Побудительным мотивом такого вопроса всегда является противоречие. Побуждая задавать вопросы, показывая, как вопросы возникают, мы вырабатываем у учеников творческий подход к работе.

Необходимо отметить, что проблемный метод обучения требует от учителя хорошего знания учебного материала, опыта, даже чутья на проблемные ситуации. Затраты учебного времени также при этом достаточно велики, особенно по сравнению с традиционными методами обучения, но они окупаются возможностью организовывать поисковую деятельность, эффективно развивать диалектическое мышление учащихся. Проблемный метод обучения решает принципиально иные задачи обучения, которые трудно и даже невозможно решать другими методами.

4. Охарактеризуйте особенности учебных экскурсий

Экскурсии - это форма урока, позволяющая учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии бывают вводные, текущие и итоговые, производственные, краеведческие, исторические, литературные и др. Кроме того, экскурсии бывают предварительные и заключительные. Для младших школьников часто проводятся экскурсии, когда их содержание охватывает сразу несколько учебных предметов.

Успех экскурсии определяется её подготовкой:

1. Учитель должен предварительно ознакомиться с объектом;

2. Составить план её проведения;

3. Определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии;

4. После её проведения провести на уроке инструктаж учащихся и выдать задания.

Важным моментом экскурсии является определение маршрута и порядка движения, проведение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по техники безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Это позволит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяснения даёт сопровождающий, то учителю следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов и т.п. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся.

При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что её длительность не может превышать одного часа, потому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хорошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной не осознанных как следует образов и впечатлений.

В начальной школе часто практикуются экскурсии в природу - в лес, в поле, на реку. Они имеют большое значение для развития наблюдательности школьников, позволяют увидеть многие природные явления, которые мало доступны городским школьникам, ознакомиться с созидательным трудом человека в сельском хозяйстве и т.п.

Однако часто в ходе экскурсий многие городские дети по примеру родителей или взрослых, оказавшись на лоне природы, начинают собирать различные цветы, листья, травы, ловить ящериц, бабочек и т.п.

Учителю необходимо решительно пресекать такие разрушительные действия учащихся, для чего ещё на стадии подготовки экскурсии предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды. Собирать гербарий могут лишь сотрудники научных учреждений и только в научных целях по специальному разрешению.

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подготовить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и в других материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости её выпускников, являются материальным свидетельством связи школьных поколений. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. В настоящее время многие учителя практикуют съёмку экскурсий видеокамерой, что позволяет затем использовать отснятый материал при подготовке отчета и при проведении занятий. Подведение итогов возможно проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполненной работы.

Литература:

1. Педагогика / М.М. Фицула/ К: «Академвидав», 2005;

2. Дидактика /В.Н. Рыжов/ М: Юнити, 2004;

3. Дидактика: учебное пособие/ И.В. Малафийк/ К: Кондор, 2005;

4. Педагогика: учебник/М: высшее образование, 2006;

5. Педагогика: учебное пособие/ Е.И. Каменская/ М: «Дашков и Ко», 2006.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.