Рефераты. Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней (Козлова С., Куликова Т.) [41].

Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы [67].

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Программы выдвигают две важнейшие задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду

На рубеже двух тысячелетий природа все громче заявляет о своих правах.

Современное человечество просто не может пренебрегать теми многочисленными взаимосвязями, которые существуют между человеком и средой его обитания. Задача экологического образования - научить человека жить и действовать в окружающей природной среде в полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде. Во избежание усугубления сложившихся экологических проблем во всех

образовательных учреждениях в последнее время активно ведется работа по экологическому воспитанию. Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада.( Николаева С.)[61]

1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений (Н.Бойченко, В.Воронова, Г. Григоренко О.Щербакова) [15].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития (С.Рубинштейн) [65]. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети в последнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простым манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнить игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей (Козлова С., Куликова Т.) [41].

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника (Нескучаева Л. Пискунова И.) [61].

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностей может оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия.

Существует множество теорий игровой деятельности. В частности, обзор основных из них дан С. Рубинштейном [65].

Известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть (Педагогіка) [65].

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам (Поваляева М.) [66].

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выгодский [16]. Выгодский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни [17].

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры - это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры - роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей [67]

Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным - для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново (Артёмова Л.) [5].

Особенность игры являются свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание (Гайдаренко Е.) [20].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.