Рефераты. Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

- Врач выписывает лечение, а медсестра выполняет его. А теперь мы с вами поиграем.

Достаются картинки с изображением людей в своей профессиональной форме. Дети называют профессию и отмечают детали костюма. Называют орудия труда. Затем дефектолог раздает кукол и предлагает одеть кукол в одежду.

- Кем стала твоя кукла?

- А у тебя?

Задаются уточняющие вопросы каждому ребенку.

Фрагмент 2.

В коробке лежат предметы, которые нужны для работы людям разных профессий, дети достают предмет, называют его, говорят, для чего он нужен и какой кукле они его отдадут.

Занятие 2. (подгрупповое). (См. Приложение 2).

Было проведено со второй подгруппой в первой половине дня. (См. Приложение 1).

Тема: складывание разрезных картинок.

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие наглядно-образного мышления; научить детей воссоздать целостный образ картинки; развитие у детей количественных представлений; развитие памяти и воображения посредством отгадывания загадок; воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: разрезные картинки, сказки, загадки про героев сказки, мячик, фломастеры, листы альбомной бумаги.

Фрагмент 3.

Дети сидят полукругом. У дефектолога на столе картинки с изображением сказки.

- Сегодня мы с вами поиграем в сказку.

Показываем картинки из сказки.

- Какая это сказка?

- О чем эта сказка?

- А сейчас вы соберете сказку.

Детям раздаются разрезные картинки. Они собирают их.

- У кого какая сказка?

Фрагмент 4.

На столе стоят картинки с изображением сказки. Дефектолог загадывает загадку, и кидает мячик ребенку. Он отгадывает загадку и возвращает мяч дефектологу.

- Через поле напрямик скачет белый воротник.

- Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

-Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

- Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.

- Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный?

Фрагмент 5.

- Вы не забыли, что вы в сказке!

- К нам прискакали волшебные мячики! Сколько мячиков?

- Сколько красных мячиков?

- А зеленых сколько?

- Каких мячиков больше красных или зеленых?

- Мячики решили с вами поиграть. Закрыли глазки.

Дефектолог на фланелеграфе выставляет контуры предметов.

- Открыли глазки. Во что превратились мячики?

Занятие 3. (подгрупповое). (См. Приложение 2).

Было проведено с первой подгруппой в первой половине дня. (См. Приложение 1).

Тема: деревья и кустарники. Прогулка по парку.

Цель: продолжить знакомить с деревьями и кустарниками; развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления; развитие конструктивных умений и навыков; умение соотносить элементы деревьев с самим деревом; познакомить детей с жизненными процессами весной; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с деревьями, карточки с листьями, схематический рисунок дерева и кустарника, детали конструктора, модель дерева из фломастера

Фрагмент 6.

Детям показывается схема дерева и кустарника.

- У дерева один ствол у кустарника много. У дерева есть корни, ствол, крона. У кустарника есть корни, стволы, листва.

Дефектолог показывает все части на схеме.

- А теперь давайте построим дерево и кустарник.

Дефектолог раздает конструктор детям, из которого они будут выкладывать изображение.

- Что у тебя получилось?

- Из каких фигур ты построил корни и ствол?

- Из каких фигур ты построил крону?

Занятие 4. (индивидуальное). (См. Приложение 2).

Было проведено с Андреем Ф. в первой половине дня.

Занятие было направлено на развитие умения анализировать, и на развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: карточки с цветным изображением предметов, действий, явлений, контуры предметов.

Фрагмент 7.

Ребенку дается карточка с изображениями контура предметов. Дефектолог показывает фигурку, а ребенок находит, у себя на карте подходящий узор, и смотрит, подходит ли фигурка по форме.

Фрагмент 8.

Дефектолог вынимает картинки и показы-вает их ребенку. Затем говорит, что если расположить их по по-рядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что, произошло потом и чем все закончилось. Педагог разъясняет, как следует раскладывать картинки (по порядку, слева направо, ря-дышком в длинную полоску).

Были предложены сюжеты из двух картинок, и из трех.

После выкладывания картинок дефектолог просит ребенка отог-нуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены, верно, то сверху на карточках можно увидеть пра-вильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась не-правильной, значит, картинки расположены неверно, и надо ис-правлять работу.

После выполнения задания было предложено расска-зать полученный сюжет.

Занятие 5. (индивидуальное). (См. Приложение 2).

Было проведено с Ирой Г. в первой половине дня.

Занятие было направлено на развитие наглядно-образного мышления, пространственного воображения.

Оборудование. Картинка с изображением стеклянной бан-ки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-ору-дий (вилка, ложка, сачок, палочка).

Фрагмент 9.

Дефектолог раскладывает перед ребенком все картинки, просит внимательно рассмотреть и сказать, как мож-но достать морковку зайчику. Ребенок должен подложить кар-тинку с изображением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруднения можно создать реальную ситуацию и про-верить свойство выбранного орудия.

Занятие 6. (индивидуальное). (См. Приложение 2).

Было проведено с Авэсом И. в первой половине дня.

Занятие было направлено на развитие наглядно-образного мышления, внимания, пространственного воображения.

Фрагмент 10.

Дефектолог раскладывает перед ребенком разрез-ную картинку и просит нарисовать целую картинку, не скла-дывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого было предложено сложить картинку и снова нарисовать ее.

После проведения занятий по развитию наглядно-образного мышления проводится повторный констатирующий эксперимент по заданиям констатирующего эксперимента. (См. Приложение 4). Сравниваются данные, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте.

3.2. Анализ полученных результатов.

Экспериментальное исследование проводилось нами в течении 2003 года в ГДОУ №45 Красногвардейского района (компенсирующего вида) города Санкт-Петербурга. Оно проводилось в средней группе детей с задержкой психического развития. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Таблица 1. «Список детей средней группы ГДОУ №45».

№ п\п

Ф. И.

Дата рождения

1

Андрей Ф.

17.01.97.

2

Настя С.

26.03.97

3

Костя К.

28.03.97

4

Ира Г.

10.08.97.

5

Ваня С.

28.05.97.

6

Артем К.

12.02.97.

7

Таня А.

24.02.97.

8

Саша С.

09.04.97.

9

Авэс И.

06.06.97.

10

Саша И.

13.09.97.

Исследование проводилось в средней группе детей ДОУ в течении апреля месяца (с 2 по 25). Методики предъявлялись индивидуально и последовательно от 1 к 5. В основном дети выполняли задание, сидя за столом. Дети обследовались в первой половине дня, после основных занятий. Констатирующий эксперимент был нами проведен на первой недели месяца (с 2 по 4), повторный констатирующий эксперимент был проведен в конце месяца (с 23 - 25). Ребята довольно охотно пошли с нами на контакт.

Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в следующей таблице:

Таблица 2. «Результаты изучения наглядно-образного мышления».

N п\п

Ф.И.

Методика

Сред. балл

1

2

3

4

5

1

Андрей Ф.

2

2

2

1

1

1,6

2

Настя С.

2

1

2

1

1

1,4

3

Костя К.

2

1

1

1

0

1

4

Ира Г.

3

1

3

3

2

2,4

5

Ваня С.

2

1

3

2

3

2,2

6

Артем К.

3

2

3

3

3

2,8

7

Таня А.

1

0

2

2

1

1,2

8

Саша С.

3

2

3

2

2

2,4

9

Авэс И.

3

2

2

2

2

2,2

10

Саша И.

1

0

3

1

0

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.