Рефераты. Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников

Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной -- начало, на другой -- продолжение, и так до конца. Разложи все кар-тинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.

Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с неза-вершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»

Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводит-ся беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенно-го в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесо-образно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изо-бражено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»

Обработка результатов методик:

4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках, понимание нелепых ситуаций;

3 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, экспериментатор не задавал дополнительных вопросов, понимание нелепых ситуаций;

2 балла - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка), понимание нелепых ситуаций;

1 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов, действий и качеств или описание каждой картинки в отдельности), ответы на поставленные вопросы, фрагментарное понимание «нелепицы», самостоятельно не могут закончить рассказ;

0 баллов - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов), понимание простой сюжетной картинки, не в состоянии установить последовательность событий, самостоятельное понимание «Нелепиц» недоступно.

На основе констатирующего эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития этого вида мышления были проведены подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых использовались специально подобранные игры-упражнения. Данные игры были предложены воспитателям и родителям для проведения досуга детей. Базой для проведения формирующего эксперимента был определен ГДОУ №45 Красногвардейского района (компенсирующего вида) города Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в средней группе детей с задержкой психического развития в первой половине дня на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

В ходе работы использовались следующие игры-упражнения.

Сделай целое. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реально го предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование. Разрезные картинки из 2-6 частей с раи-ной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры. 1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), дефектолог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изобра-жение с предметом. Дефектолог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.

После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изоб-ражением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй - поперек, а на третьей по диагонали).

При повторном проведении игры ребенку предлагают соста-вить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).

2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3-4 части од-ной картинки (например, машины) и одну часть другой кар-тинки (неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и неваляшку), которые он сравнивает с изображени-ем под руководством дефектолога.

При последующем проведении игры картинки имеют дру-гие линии разреза.

Нарисуй целое. (Проводится индивидуально).

Цель. Продолжать учить разворачивать части пред-мета в представлении, соединяя их в целое, т. е. опериро-вать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хо-рошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией раз-реза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или корич-невые).

Ход игры. дефектолог раскладывает перед ребенком разрез-ную картинку и просит нарисовать целую картинку, не скла-дывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого дефектолог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

Найди свою игрушку. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Продолжать учить разворачивать части пред-мета в представлении, соединяя их в целое, т. е. опериро-вать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением знакомых детям предметов (изображения контурные), листу бумаги и простые карандаши или черные (коричневые) фломастеры по количеству детей, игрушки или предметы, соответствующие изображениям на разрезных картинках.

Ход игры. На столе у дефектолога иг-рушки и предметы, они накрыты салфеткой. Дефектолог раздает детям разрезные картинки, раскладывая их в случайном порядке. Дает каждому ребенку изображение. Дефектолог просит детей внимательно рассмотреть картинки, не складывая их, раздает бумагу и карандаши (фломастеры) и просит нарисовать целую картинку. По окончании рисования снимает салфетку с игрушек, находящихся на столе, и предлагает каждому ре-бенку найти то, что он нарисовал. Дети находят игрушки, на-зывают их, сравнивают со своим рисунком.

Сделаем книжку. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.

Оборудование. Листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содер-жанию рассказа, подносы, клей, кисточки, тряпочки по коли-честву детей.

Ход работы. 1-й вариант. Дефектолог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе рос-ло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела пой-мать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого дефектолог спра-шивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуа-ций. Дефектолог спрашивает: «Что было сначала? - и читает пер-вую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напомина-ет, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить это на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птич-ка» . Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

2-й вариант. Игра проводится наследующий день. Участ-вуют 6 детей. Дефектолог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Сто-лы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними де-ти действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидя-щему первому, дефектолог предлагает делать первую страницу, следующему - вторую и т. д. Дети последовательно выклады-вают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: пер-вая страница - «Во дворе росло дерево»; вторая - «Около дере-ва сидела птичка»; третья - «Птичка полетела и села на дерево, наверху»; четвертая - «Пришла кошка»; пятая - «Кошка хо-тела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая - «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, дефектолог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изобра-жения на листы бумаги. Дефектолог сшивает листы и рассматри-вает с детьми новую книжку.

По такому же типу проводится моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Су-теева и др.

Угадай, о чем я рассказала. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опи-раясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки, различные по форме, цвету и назначению.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола дефектолога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что зага-дает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из сто-ящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с си-ним, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не мо-гут отгадать, дефектолог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, ка-кие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на «толе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеле-ная, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.

Загадки. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опи-раясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход игры. Дети сидят полукругом. У дефектолога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просил отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыду-щей, но имеющей в конце описания отличительный признан (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки, Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.