«Назови три предмета»
Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?»--«Сапоги, ботинки, галоши». Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол и платит фант. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель называет то одно родовое понятие, то три видовых.
Для развития находчивости, выявления тех или иных знаний эффективны игры: «А если бы...», «Что сделано человеком, что создано природой?», «Охотник» . В процессе этих игр возникают вопросы, на которые дети отвечают или самостоятельно, или с помощью воспитателя. Игры на формирование умения группировать и обобщать предметы благотворно влияют на развитие мыслительных процессов -- анализа и синтеза, способствуют активизации, уточнению и закреплению словаря. Кроме того, они воспитывают быстроту реакции на словесный сигнал, вызывают интерес к приобретению новых знаний.
Система работы по использованию дидактических игр как способа руководства познавательным развитием ребенка включала:
q коррекцию выявленных недостатков в речевом развитии
q коррекцию познавательных способностей дошкольников посредством применения системы дидактических игр.
Контрольный эксперимент проводился в середине сентября 2004-05 уч.года, т.е. когда те же дети уже перешли в подготовительную группу.
Результаты выполнения заданий в контрольном эксперименте (согласно Протокола выполнения заданий):
Уровень речевого развития
Количество детей ( чел.)
Количество детей ( %)
Высокий уровень
3
25
Средний уровень
9
75
Низкий уровень
-
Условные обозначения (цветовое обозначение)
Констатирующий эксперимент
А
Контрольный эксперимент
Б
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10